В частном подмосковном доме Parallel House архитектор Роман Леонидов создал выразительную скульптурную композицию из абсолютно простых форм – параллелепипедов, чье столкновение превратилось в захватывающий спектакль.
Автор Роман Леонидов не случайно назвал дом Parallel House. Архитектор сумел, используя минимальный арсенал средств, только с помощью параллелей и перпендикуляров, квадратов и прямоугольников, кубов и параллелепипедов, без диагоналей и кривых, без мягких линий – создать мощный «рок-н-ролльный» образ. «Мои дома выглядят агрессивно и современно, – с гордостью говорит Роман Леонидов. – К тому же в данном случае строгий дом – это портрет хозяина – человека цельного, крепко стоящего на ногах, знающего, чего он хочет, и, главное, что он может».
Дом большой, общая площадь его составляет более 800 м2 плюс цокольный этаж с бильярдной и винотекой. Расположение на участке обусловлено желанием закрыться от дороги и освободить место для ландшафта. В плане дом примерно П-образный, обращен к поляне и высоким деревьям, боковые корпуса обнимают парадный двор, образуя естественную границу для частной жизни обитателей.
Частный дом Parallel House. Дворовый фасадФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel HouseФотография © Алексей Князев Со стороны дороги расположен вход в дом и въезд в гараж, а парадными являются парковый и боковой фасады. Условно дом подразделяется на центральный корпус с трехсветной общественной зоной и хозяйским блоком, левый корпус с бассейном и спа на первом этаже, квартирой персонала на втором, и правый корпус с четырьмя детскими на втором этаже, кабинетом владельца и гостевой – на первом.
Parallel House© Архитектурное бюро Романа ЛеонидоваParallel House© Архитектурное бюро Романа Леонидова Конструкции дома Роман Леонидов предпочел традиционные, проверенные временем, доступные строителям: фундамент – бетонная плита, стены – кирпичные с железобетонными перекрытиями. Поверх полнотелого кирпича отделка из натуральных материалов: сланца, лиственницы, травертина.
Композиция построена на том, что параллелепипеды врезаются друг в друга, а некоторые еще и консольно нависают над землей. Отсюда ощущение мощи и движения, но и уравновешенности. Параллелепипедов шесть: два черных сланцевых, два рыжих лиственничных, два белых травертиновых. Черные – главные, они выделяются по высоте. В одном из них объединены половина общественной зоны и хозяйский блок: спальня, гардеробная, ванная. Этот «сланцевый» параллелепипед двумя симметричными витражами с вертикальными переплетами смотрит на парк, а со стороны дороги он прорезан в верхней части ленточными окнами, которые создают драматическое освещение в интерьере (о чем позже).
Частный дом Parallel HouseФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel HouseФотография © Алексей Князев Второй черный параллелепипед содержит в себе две детские – двусветные! – комнаты и формирует боковой фасад, самый репрезентативный, если говорить об образе дома. Его стена, как у первого, прорезана симметричными окнами-витражами, но с горизонтальной расстекловкой (даже в рисунке переплетов принцип параллелей соблюдается). Этот сланцевый тяжелый объем «левитирует» на расстоянии нескольких метров от земли, опираясь на эфемерную стеклянную стену кабинета, и в то же время, как ледокол, врезается в лиственичный, более низкий параллелепипед. Который, в свою очередь, подвешен внушительной консолью, хотя и облегченной авангардными стеклянными углами. Наконец, белая травертиновая вертикаль как бы «прибивает» всю композицию к земле.
Частный дом Parallel HouseФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel HouseФотография © Алексей Князев Лиственичные рыжие параллелепипеды – более горизонтальные и протяженные. В левом (если смотреть на план) одноэтажном размещен бассейн, стеклянной стеной открытый в парадный двор. В правом параллелепипеде, как уже говорилось, первый этаж отдан кабинету и гостевой, а ближайшая к саду часть представляет собой очаг на открытом воздухе. Кухонное оборудование для барбекю выглядит очень брутально и эффектно: это тоже система подвешенных металлических кубов. То есть художественные принципы дома здесь повторены в миниатюре.
Частный дом Parallel HouseФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel HouseФотография © Алексей Князев Травертиновый невысокий параллелепипед, видный со стороны двора, отмечает каминную часть общественной зоны. Еще одна травертиновая вертикаль добавляет устойчивости левитирующим формам, соединяя их с землей. Связь природы и дома осуществляется не только благодаря остеклению, но и с помощью материалов. Отделка травертиновым камнем буквально продолжается в интерьере.
Частный дом Parallel HouseФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel House. Каминная зонаФотография © Алексей Князев Нельзя не отметить очень зрелищное решение общественной зоны. Это сложное, многоуровневое, почти пиранезианское пространство, пересеченное мостами и лестницами, в котором переплетаются потоки света с разных сторон. Оно состоит из кухни, столовой и каминной, где столовая – самая высокая часть, а каминная и кухня – одноуровневые. Со стороны сада гостиную украшает высоченный витраж, а напротив, в зоне прихожей и лестницы, также расположен витраж и пространство работает на просвет.
Частный дом Parallel HouseФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel HouseФотография © Алексей Князев На уровне второго этажа общественное пространство окружено галереей со стеклянным ограждением. Галерея переходит в «мост», ведущий в детские на втором этаже. А под потолком пространство опоясывает ленточное окно галерейного освещения. Находясь в гостиной, можно охватить взглядом все пространство целиком, со всеми его пересечениями, со вторым и третьим светом, мостами и переходами, «каньонами» и «пещерами». Интересно, что просторная, двусветная хозяйская спальня выходит высоким витражом на главный парковый фасад, она расположена не в укромной, а в репрезентативной части дома, является, как уже говорилось, частью центрального параллелепипеда. Все это вместе придает ей парадность.
Частный дом Parallel HouseФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel HouseФотография © Алексей КнязевЧастный дом Parallel HouseФотография © Алексей Князев На воздухе, за двусветным витражом, на уровне второго этажа подвешена терраса – со стороны гостиной люди на ней, как бы парящие между небом и землей, должны выглядеть как актеры в конструктивистской театральной декорации или как стаффажные фигурки в той же пиранезианской гравюре, понятой на новый лад.
Частный дом Parallel HouseФотография © Алексей Князев
|