Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.04.2020

Взлетная полоса

Алёна Кузнецова
Объект:
Аэропарк
Адрес:
Россия, Ленинградская обл., Гатчина. ул. Генерала Кныша (от ул. Киевская до ТРК «Пилот»)
Мастерская:
СПбГАСУ, кафедра Дизайна архитектурной среды
Авторский коллектив:
Куратор проекта: Елизавета Владимировна Гречухина

Доцент кафедры Дизайна архитектурной среды Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета, архитектор: Александр Владимирович Дёмин

Ведущий архитектор: Джульетта Сергеевна Боброва, Михаил Михайлович Любецкий
Архитектор: Алёне Анатольевна Егорова

Проектная группа студенты кафедры Дизайна архитектурной среды СПбГАСУ: Дарья Андреевна Баркеева, Анна Дмитриевна Голдобина, Анна Алексеевна Еремина, Юлия Андреевна Михно, Виктория Евгеньевна Пискунова, Софья Алексеевна Шишкина

При участии:
Глава администрации МО Гатчинский
муниципальный район: Людмила Николаевна Нещадим

Кандидат политических наук, директор регионального центра компетенций Ленинградской области: Екатерина Александровна Манжула

Директор проекта Центра городских технологий и пространственного развития СЗИУ РАНХиГС, социолог-исследователь: Ольга Владимировна Воробьева

 

Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.

Гатчину большинство людей воспринимает как один из «дворцовых» пригородов Петербурга. Место, однако, славно не только дворцом и парком. В начале XX века здесь был построен один из первых в России аэродромов и открыта школа воздухоплавания, выпускниками которой стали известные летчики: первая русская авиатрисса Лидия Зверева, летчик-испытатель Любовь Галанчикова, придумавший и исполнивший «мертвую петлю» Петр Нестеров. Рядом также проходила подвесная электрическая дорога, развивалось железнодорожное направление. Авторы проекта справедливо называют это место «парком инноваций рубежа XIX-XX веков». После войны аэродром постепенно приходил в упадок, район застраивался типовыми панельными домами. Об истории столетней давности ничего более не напоминает: лишь названия улиц и остовы ангаров, которые не имеют даже статуса объекта культурного наследия.

Ситуационный план. Аэропарк
Ситуационный план. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов
Фотофиксация территории. Аэропарк
Фотофиксация территории. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов

Сейчас в районе «Аэродром» проживает около трети всего города, в дальнейшем он будет только расти: строятся новые жилые комплексы, инфраструктура, правда, при этом отстает. У местных жителей в числе прочего нет полноценного общественного пространства. Большой гатчинский парк хоть и располагается в пешей доступности, но не может выполнять функцию «парка на каждый день»: выгул собак и занятия спортом здесь если и не запрещены, то не приветствуются.

Советами для будущих участников конкурса поделились ведущие архитекторы проекта.
 
Джульетта Боброва
«Для победы, я считаю, важны дружная команда и продуманная организация работы. Заинтересованность и соучастие жителей в разработке проекта помогут создать нужное городу общественное пространство».  


 
Михаил Любецкий
«Я думаю, что важно командно разделить обязанности так, чтобы каждый с удовольствием занимался своей частью проекта. Тогда общий проект получится максимально качественным – это повысит шансы на победу. При условии, что вы работаете с профессионалами».


Территория бывшего аэродрома – полоса вдоль вдоль линии Балтийской железной дороги – как нельзя лучше подходит для создания главной рекреационной зоны района. Здесь сохранилось много зелени, участок является буфером между историческим парком и современным жилым районом, кроме того, здесь располагается переход через железную дорогу, примыкают основные транспортные артерии – улица Генерала Кныша и Киевская. Сейчас на участке стоят разрозненные объекты: торговый и спортивный комплекс, склады, стихийный рынок и парковки.
Схема планировочной организации. Аэропарк
Схема планировочной организации. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов

Авторы строят концепцию благоустройства вокруг авиационной тематики. Главной осью линейного парка станет Липовая аллея, которая свяжет три основные зоны. Первая, со стороны существующего ТЦ «Пилот» – условно детско-родительская. Здесь появится несколько площадок, в том числе скейт-парк и роллердром, которые в зимнее время можно переоборудовать в каток, а также будет сохранен рынок, который переселится в аккуратные модульные ячейки. Вторая часть – спортивная. Уже построенные ФОК и бассейн дополнит площадка для пляжного волейбола, веревочный парк и аэротруба. Последний отрезок – культурно-исторический. В восстановленном ангаре предлагается открыть частный музей авиации, под открытым небом расставить военные самолеты. На берегу пруда расположится небольшое кафе и художественная школа.

Всю зелень сохранят и дополнят, объекты свяжут пешеходные и велосипедные маршруты. Авторы подумали также о перехватывающих парковках и туристических автобусах, площадках для выгула собак, пространствах для созарцательного отдыха, откуда открываются красивые виды на Гатчинский дворец.

Функции выглядят универсальными, впрочем, их подбирали по результатам обсуждений и интернет-опросов жителей. За «память места» будут отвечать детали: скамейки с очертаниями крыла самолета, тематические площадки, арт-объекты, а также восстановленные по историческим фотографиям и чертежам авиационный ангар, фрагмент царской дороги.
Музей истории военной авиации. Аэропарк © СПбГАСУ и коллектив авторов
Музей истории военной авиации. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов
Аэротруба. Аэропарк © СПбГАСУ и коллектив авторов
Аэротруба. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов
Липовая аллея. Аэропарк © СПбГАСУ и коллектив авторов
Липовая аллея. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов
Скейт-парк. Аэропарк © СПбГАСУ и коллектив авторов
Скейт-парк. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов
Каток. Аэропарк © СПбГАСУ и коллектив авторов
Каток. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов
Рынок. Аэропарк © СПбГАСУ и коллектив авторов
Рынок. Аэропарк
© СПбГАСУ и коллектив авторов

Проект создавала большая команда, в которую вошли преподаватели и студенты СПбГАСУ, администрация города, ВООПиК, РАНХиГС, студия «Кремль» и СПБГУ ВШМ. Благодаря победе в конкурсе город получит 90 млн рублей на реализацию.
Александр Дёмин, руководитель проектной группы, СПбГАСУ

Однако, руководитель проектной группы Александр Дёмин сообщил, что после победы в конкурсе проект попал на торги – для разработки рабочей документации. И дал по этому поводу комментарий:

«Можно дать много «рецептов» победы в конкурсе. Но главное для нас сейчас, как для авторов концепции, это реализация наших идей и задумок.
И вот тут наступает самое интересное – механизма дальнейшего детального (рабочего) проектирования, осуществляемого победителями, НЕТ.
То есть в дальнейшем на открытых торгах данную работу может выиграть любая организация, критерием выигрыша которой является только цена. Не сложно представить, как будет трансформирован проект, и какое качество проектной документации может получить заказчик. Авторы концепции безусловно должны иметь возможность довести свой проект до реализации, иначе некачественно выполненная рабочая документация может перечеркнуть результаты огромной работы. Эту проблему срочно необходимо решать на уровне Минстроя».