Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Совсем недавно, 13 февраля, руководительниц Grafton Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл чествовали в Лондоне: им вручали Золотую медаль Королевского института британских архитекторов, самую старую из «главных» архитектурных премий мира; ее лауреатов, пусть и формально, утверждает британский монарх. И вот уже следующий «орден», в глазах широкой публики даже более почетный: Притцкеровская премия, частная инициатива владельцев группы Hyatt, зато не только с медалью (бронзовой), но и с денежным призом в 100 000 долларов США.
Всемирную славу МакНамара и Фаррелл принес гран-при самого первого Всемирного фестиваля архитектуры в 2008 году – за университет Луиджи Боккони в Милане. Это было их первое здание за пределами родины, где они уже были прекрасно известны своими очень качественными, от общего замысла до малых деталей, сооружениями, – контекстуальными, оригинальными, с вниманием к материалу. Еще одна сфера деятельности дуэта Grafton – преподавание, они воспитали немало представителей яркой ирландской архитектурной школы рубежа XX–XXI веков. Однако среди этой школы они выделяются, возможно, лишь наличием «ударных» зарубежных объектов: упомянутого миланского университета и другого вузовского здания, в Лиме, которое принесло им еще одну громкую победу – самую первую Международную премию RIBA, на которую могли претендовать все архитекторы мира, то есть «проходной балл» был очень высок.
Еще одной покоренной вершиной, пусть и не такой однозначной, стала венецианская архитектурная биеннале: МакНамара и Фаррелл выступили ее кураторами в 2018 году. Их назначение вызвало немалое удивление: все же они были известны как практики и педагоги, но не организаторы выставок, теоретики или публицисты. Эти опасения оправдались: даже на фоне не слишком удачной биеннале Алехандро Аравены (2016) фестиваль 2018 года выглядел слабо, но критики предпочли отмолчаться.
Действительно, Grafton немного неудобно критиковать: отличные архитекторы, совсем не «звездные», а скромные и доброжелательные женщины, добившиеся успеха в по-прежнему во многом мужской профессии, активно передающие опыт молодому поколению – однозначно положительные героини. А что их постройки в целом не выходят за рамки уровня и образности современной ирландской школы, скажем, в лице лауреатов Золотой медали RIBA-2015 бюро O'Donnell + Tuomey – это же совсем не порок, это замечательная архитектура мирового уровня.
Но если медаль RIBA все же ориентирована в первую очередь на зодчих Британских островов, то от Притцкеровской премии с ее постоянной ротацией членов жюри с разным бэкграундом, активным поиском кандидатов и выбора победителя не по фото, а в ходе экспедиций по миру, ждешь гораздо большей «находчивости». Пока премия-2020 выглядит вариантом «по умолчанию»: все их награждают, и мы наградим.
Да, на фоне прошлогоднего победителя Grafton выглядит очень прогрессивно и свежо, но при всех возможностях фонда Hyatt его готовность ограничивать поиски «Первым миром» (за редким исключением) поразительны – особенно в условиях глобального информационного пространства и на фоне десятилетий успешного существования, к примеру, премии Ага-Хана, постоянно находившей новые значительные имена еще до появления Интернета.