С. Труханов, Н. Макаров, С. Бурмистрова, А. Стружкин, А. Фадеев, Н. Мороков. Над концепцией также работали: А. Бровкин, А. Моисеев, К. Бычкова, А. Левин
Вариант современного контекстуализма – фактурная и орнаментальная архитектура, сдержанно-классичная, но явным образом не принадлежащая ни к одному стилю. T+T architects использовали этот современный подход для деликатной работы в историческом центре Екатеринбурга.
Жилой комплекс «Александровский сад» строится в историческом центре Екатеринбурга, недалеко от реки Исеть и музея Бажова, в 10 минутах ходьбы от станции метро «Геологическая» и дендропарка. T+T Architects начали работать с его проектом в результате конкурса, но не совсем по классической схеме: вначале был проект ЖК, почти готовый, но заказчик решил изменить его внешний вид и провел конкурс на фасады. Участвуя в нем, архитекторы высказали такое количество предложений по оптимизации проектирования, синхронизации фасадов с внутренней структурой и прочих, – что в итоге T+T стали авторами новой концепции жилого комплекса, чье строительство стартовало в текущем году.
Комплекс строится на участке площадью почти 2 га со слегка зигзагообразным контуром, но удобных широких пропорций. Он расположен в середине квартала, с отступом от улиц, а на красную линию выходит только на улице Степана Разина, где запланировано два входа на территорию будущего ЖК. Город вокруг исторический, но пестрый, со множеством лакун и поздних вкраплений: так, со стороны улицы Разина преобладают характерные советские здания, а улица Чапаева, переименованная в 1920 году из Архиерейской, представляет собой скопление памятников губернской эклектики и отчасти классицизма. Самый яркий из них расположен на противоположной от ЖК стороне – это дворец усадьбы братьев Ошурковых, дом с роскошными коринфскими колоннами.
Вдоль улицы Чапаева выстроились три менее внушительных, но все же памятника архитектуры: еще два дома Ошурковых, один из них – «прежний», то есть предшествовавший дворцу напротив, и кирпичный дом купца Афонина на углу, за которым углом выстроился бизнес-центр Au Room, не самый плохой представитель современной архитектуры. Со стороны улицы Декабристов – еще один двухэтажный домик, восходящий к классицизму, там же видим и деревянный дом периода эклектики.
Все исторические здания наделены статусом и охранными зонами, кроме того, архитекторы и сами считают их, как и губернский образ бывшей Архиерейской улицы ценностью, никоим образом не споря с ними и подчеркивая лояльность проекта к памятникам. С восточной стороны комплекс выступает в большей степени в нейтральном ключе, а его западный фасад – наоборот, транслирует обаяние сдержанной классики в неряшливый «бывший советский» контекст. В чем, собственно, и проявляется решение первой задачи, которую архитекторы поставили перед собой: бесконфликтно «срастить» существующую среду, «склеить» ее, образовав устойчивое ядро со спокойной деликатно-классической архитектурой.
Три секционных корпуса, соответствующие трем очередям строительства, имеют контуры «покоев», то есть в плане каждого читается буква П, но разных пропорций. У корпуса 1, выходящего фасадом на улицу Разина, асимметричные «ножки» тянутся далеко в глубину, заканчиваясь 4-этажной секцией уменьшенной высоты в зоне регулирования застройки дома Афонина. В остальном высота секций варьируется от 7 до 9 этажей. Секции-«ризалиты» двух других корпусов короче, и все они расположены на территории как своего рода просторный пазл: занимают участок эффективно, не оставляют избыточного пространства, но сохраняют достаточно места для дворов, связанных между собой, но полузамкнутых «рамками» П-образных домов. Пространство оказывается зонированным, но связным, не слишком парцеллированным. Одноярусная подземная парковка занимает пятно под всеми дворами, причем под самими домами расположены кладовые, а под двором 1 корпуса появляется минус-второй ярус парковки.
Пластика и фактура фасадов соединяет приемы доходных домов периода эклектики, что более чем контекстуально в данном окружении – с приемами Баухауса и рабочих поселков 1920-х, также как и современными. Множество эркеров объединяют лоджии квартир: на внешних фасадах несколько более закрытые, во дворах они позволяют себе больше стеклянных поверхностей, но в обоих случаях образно отсылают к XIX веку. Выступающие вверх объемы лестнично-лифтовых холлов, также как и небольшие, в один этаж, перепады высоты – обеспечивают ступенчатость силуэта и избавляют от монотонности. «Авангардные» угловые окна, напротив, не только обеспечивают квартирам свет, но и образно возвращают нас к XX веку.
Фасады следуют принципу классической трехчастности, разработанной в 1930-е архитекторами ар-деко: два нижних этажа объединены полосами горизонтального руста светлого фактурного кирпича, такой же кирпич, но уже без полос, отвечает за основное «тело» здания, два верхних аттиковых этажа облицованы более светлым камнем, который прочерчен желобками очень тонкого, графичного руста. Однако кирпичные эркеры, поднимаясь на ярус выше, подчеркивают взаимопроникновение текстур, позволяя избежать преувеличенной жесткости трехчастной структуры.
Впрочем, диалог между каменными и кирпичными поверхностями здесь присутствует повсеместно: фасады трактованы как многослойные и филенчатые, под уступчатыми кирпичными вертикалями проведены каменные горизонтали, – известный прием, позволяющий акцентировать толщину и пластику стены и, как справедливо замечают авторы проекта, напоминающий плетение ткани или корзины.
Каменные горизонтали «плетенки» покрыты резным орнаментом, который восходит одновременно к народной уральской вышивке и деревянным наличникам окон Екатеринбурга. Если принять во внимание, что одним из источников рисунка деревянной резьбы периода эклектики была вышивка, то, строго говоря, прообраз один. Но это несущественно, главное – авторы подчеркивают местную идентичность дома, его принадлежность истории города, в то же время насыщая фасады орнаментом и следуя таким образом одному из популярных направлений современной архитектуры.
Если присмотреться к тому, что получилось в итоге – то слоистая филенчатость фасадов отсылает нас к раннему французскому классицизму, орнамент – к деревянной эклектике, эркеры лоджий напоминают о доходных домах, а бежево-палевый тон камня и кирпича, также как и тонкие полоски руста выстраивают переклички с османовским Парижем, – сходство, которое определенно должно прийтись по вкусу будущим покупателям.
Квартирография разнообразна и вовсе не страдает от преобладания студий: здесь, в доме бизнес-класса, больше всего «семейных» двух- и трехкомнатных квартир, встречаются четырех- и пятикомнатные. В квартирах верхних этажей запланированы двусветные гостиные, квартиры первого этажа получили высокие потолки, а часть из них – входы непосредственно из двора и собственные палисадники. Помещения для коммерческой инфраструктуры сгруппированы вдоль улицы Разина, там где комплекс выходит на красную линию, здесь же вдоль крыла 1 корпуса появился мини-бульвар и столики кафе – спокойная, но городская и общественная часть комплекса.
Важной задачей также стало сформировать во дворах насыщенное благоустройство сродни «пейзажному парку». Архитекторы предложили два набора тропинок: замощенных камнем основных, связывающих важные точки и второстепенных, прогулочных, выложенных пунктиром в траве, разделив холмами геопластики с деревьями и встроенными в склоны скамейками. Геопластика появляется не только во дворах, но и перед фасадами, обращенными в глубину квартала, для создания «парка» используется каждый фрагмент земли. Двор в проекте удалось насытить как зеленью, так и функциями: спортивные и детские площадки для разных возрастов, беседки с навесами, пергола с качелями.
Основные, вымощенные, тропинки берут на себя функцию проездов для спецтранспорта, в остальном дворы закрыты для машин, хотя вдоль улицы Разина намечено несколько плоскостных парковок. Заметим, что сама идея двора-парка, как П-образный план всех корпусов и некоторое, ощутимое на фасадах, тяготение к историческому классицизму, может быть понято как своего рода оммаж старому городу, к примеру воспоминание о парке усадьбы Ошурковых на берегу реки Исети. Сочетание фактурных фасадов и насыщенного благоустройства дворов, пожалуй, действительно передает уют старого города, причем именно российского,совмещающего обаяние фасадов и зелени.
Как видим, ЖК соответствует большинству современных принципов комфортного городского жилья, соблюдает правила по отношению к памятникам, деликатно дистанцируясь от них и беря на себя роль фона. Его отличает детальная проработка многих тем: пропорций, планировок, материалов, благоустройства, подсветки – все это становится основой для качества, которое вовсе не обязательно должно быть броским и ярким. В то же время значительная доля респектабельного консерватизма в данном случае не означает прямых заигрываний с классикой или с дробным декором соседних домов периода эклектики – новый комплекс не спорит, но отличается.