Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.11.2019

Профсоюзное движение

Нина Фролова

В Британии основан профсоюз архитекторов и всех других сотрудников архитектурных бюро, включая секретарей, менеджеров, техников.

Молодые архитекторы, задумавшие профсоюз «Секция архитектурных работников» (Section of Architectural Workers, SAW) два года назад, не только стремятся улучшить положение всех наемных работников архитектурной сферы: они также планируют бороться против негативного влияния архитектурной деятельности, например, против неэтичных, вредоносных проектов разного рода, от безответственного девелопмента до анти-экологичных объектов. В ближайший понедельник они планируют свою первую «объявленную» встречу с потенциальными членами. Взносы составляют от шести до десяти фунтов в месяц, в зависимости от зарплаты. Взамен члены получают помощь юриста, различную организационную поддержку, просветительские мероприятия на тему трудового законодательства и так далее.

Последние два года основатели профсоюза потратили на изучение ситуации: опросы, разного рода встречи и дискуссии. Полученная информация поразила их, хотя они по своему опыту знали о нездоровом климате в архитектурных фирмах: регулярной неоплачиваемой сверхурочной работе, неиндексируемой зарплате, различных формах дискриминации и харассмента, а также общей атмосфере постоянной конкуренции всех со всеми и острого стресса, которые ведут к эмоциональному выгоранию и проблемам с психическим и соматическим здоровьем.

Но то, что в некоторых хорошо известных британских бюро сотрудников заставляют работать по 60 сверхурочных часов в неделю и не думают их оплачивать, или же превращают оба выходных в рабочие дни на протяжении четырех месяцев, стало неприятным открытием. При этом сотрудников задолго до Брэкзита при поступлении на работу стали вынуждать подписывать отказ от соблюдения трудового законодательства Евросоюза, где установлены лимит в 48 рабочих часов в неделю, право на ежегодный отпуск в 4 недели и ограничения на работу ночью. Еще одно эффективное орудие против работников архитектурных бюро – испытательный срок, часто неоправданно долгий. Если в его рамках новый сотрудник пытался уходить домой вовремя, а не «горел» на работе почти круглосуточно, с ним в финале расставались.

Естественно, это не британская, но международная проблема: архитектурный журналист газеты The Guardian Оливер Уэйнрайт поделился своим опытом практики в очень известной голландской мастерской, где требовалось быть на работе с 10 утра до 2 часов ночи семь дней в неделю, а перед дедлайном – вообще не покидать офис. В итоге он сменил сферу деятельности на журналистику.

Однако в Британии ситуацию усугубляет высокая стоимость архитектурного образования (более 100 000 фунтов), что сочетается со сравнительно низкой оплатой труда (20 000 фунтов в год до вычета налогов). Очень тяжелая физически и психологически учеба, которая длится 6–7 лет, не приводит в итоге к благосостоянию (которое бы, в первую очередь, позволило бы погасить кредит на эту учебу). Более того: просто сменив профессию архитектора на технического консультанта, люди сразу оказываются в гораздо более выгодном положении.

Однако немало архитекторов остается в профессии на всю жизнь несмотря на несправедливую и «непрозрачную» оплату труда, скудный соцпакет и откровенную эксплуатацию. Причин тут несколько. Многие надеются в итоге дорасти до партнера, а когда надежды не оправдываются, бывает уже поздно; еще – по сравнению с тяжестью учебы работа может казаться терпимой.

Но главное, судя по всему, заключается в двойственном положении архитектурной профессии: с одной стороны, это вполне ясная и четкая работа в составе «стройкомплекса», с понятной деловой и финансовой составляющей, а также немалой ответственностью. С другой – творческая составляющая позволяет рассматривать работу как «призвание» и тем самым дает работодателю возможность эксплуатировать сотрудников во имя искусства, по хорошо известным схемам аффективного труда и прекариата (подробнее об этом здесь). Вполне доходное для прагматичного владельца «производство» маскируется под почти что ренессансную «творческую мастерскую» из архитекторов, оставляя за скобками других сотрудников: как представителей смежных профессий, так и менеджеров, бухгалтеров, пиарщиков, администраторов, уборщиков, которые часто эксплуатируются не меньше (но должны быть рады своей косвенной причастности к творчеству).

Связана с этим и проблема авторства, которое часто приписывается одному-двум партнерам во главе бюро, и даже в расширенном списке работавших над проектом людей указываются далеко не все. Это редко беспокоит журналистов и коллег, читающих отчеты о новых проектах. Вообще мало что может испортить имидж бюро, особенно звездного, даже если о его эксплуатационной практике становится широко известно.

Подобную ситуацию и планирует переломить новый британский профсоюз SAW. Задача видится крайне сложной, однако в США дело обстоит еще хуже, в том числе из-за исторически иной профсоюзной и социальной ситуации. Но и там есть подвижники, в частности, объединение «Архитектурное лобби».