Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.10.2019

Книги в саду

Алёна Кузнецова
Объект:
Жилой комплекс «Бунин»
Адрес:
Россия, Воронеж. ул. Шишкова, 140б
Архитектор:
Сергей Орешкин
Мастерская:
KCAP
Архитектурное бюро «А.Лен»
Авторский коллектив:
KCAP Architects&Planners
Руководитель проекта: Р. ван дер Ступ
Партнер: Э. Схюрманс
Ассоциированный партнер: М. Пидодня
Архитекторы: О. Уренев, Д. Пуллес, Э. Принианакис, М. Аль Кааби, Б. Ким
Урбанизм и ландшафт: Р. Туомисто, К. Козловская

Архитектурное бюро «А.Лен»
Руководитель проекта: С.И. Орешкин
ГИП: С.С. Кассирова
ГАП: Р.В. Андреева
Архитекторы: А.Храмова, Д.Ураксин, С.Выборнов, С.Веселов, А.Посконкин, П.Кочнев, А.Светозаров, Р. Юмагулова, Е. Кузнецова, Н. Тимонин и К. Тяжкова.

Бюро «А.Лен» и KCAP Architects&Planners спроектировали для Воронежа жилой комплекс, вдохновляясь Иваном Буниным и пейзажами средней полосы. Получилось современно и свежо.

Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

«А.Лен» много проектирует для регионов, но в Воронеже складывается наиболее последовательная история. С компанией «ВДК» петербургское бюро реализовало уже два комплекса – «ЖК «Пять столиц» и ЖК «Русский Авангард», на подходе «Бунин» и клубный дом «Гран-При», несколько проектов находятся в стадии разработки, есть амбиции по развитию социальной инфраструктуры с привлечением иностранных планировщиков. Вдохновитель процесса – девелопер Евгений Хамин, которого Сергей Орешкин характеризует как пассионария, желающего менять свой город.

Евгению Хамину и принадлежит идея посвятить будущий комплекс Ивану Бунину, который родился в Воронеже. Первая пластическая идея родилась из простой прямоугольной формы участка, расположенного на въезде в город со стороны Москвы и окруженного яблоневыми садами, и литературных ассоциаций «серебряного века», перечисленных заказчиком: стопки книг, стол красного дерева, зеленая лампа, – рассказывает архитектор. Первые эскизы Сергея Орешкина были одобрены, и впоследствии многое из высказанных идей было развито, «проросло» в итоговом проекте.
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

Затем заказчик пригласил к работе голландцев KCAP Architects&Planners. У «А.Лен» уже есть опыт работы с этим бюро, которое в России, заметим, более всего известно работой над мастер-планом Перми, – сейчас по совместному проекту А.Лен, KCAP и компании Orange строится ЖК Golden City на намывных территориях Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

Партнер KCAP Architects&Planners Эдвард Схюрманс рассказывает: «На приглашение коллег из Санкт-Петербурга снова поработать вместе над новым проектом – теперь в Воронеже – мы согласились сразу. Из-за нестандартной проектной задачи. Нестандартной, во-первых, потому что размер застройки добавляет к архитектурному масштабу градостроительный. Во-вторых, нельзя было не принять вызов запроектировать здание-доминанту на въезде в город. И в-третьих, конечно, заинтриговала идея использовать имя и творчество Ивана Бунина как основу брендинга проекта».

После совместного «мозгового штурма» KCAP сделали около 15 макетов с объемным решением. Вся команда вместе с клиентом собралась в Роттердаме и выбрала одно единственное. На вопрос о том, как распределялись роли, Сергей Орешкин отвечает, что это была «параллельная работа, пинг-понг, трудноопределимый творческий процесс», но стоит помнить, что KCAP – больше урбанисты и планировщики, а «А.Лен» преимущественно работает с объемами.
Жилой комплекс «Бунин». Вид с высоты птичьего полета
Жилой комплекс «Бунин». Вид с высоты птичьего полета
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

Итак, в основу формообразования положена тема книг: полки, стопки, обложки, страницы. Отсюда сочетание вертикально и горизонтально ориентированных корпусов, смещения, консоли, перепады высоты от 9 до 26 этажей, сочетание «жестких» материалов с более мягкими.
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

«Стопки» по краям комплекса – акцентные башни, еще одна «стопка» расположена по центру, где будет проложена дорога. Вертикальные корпуса за счет разных материалов в отделке фасадов разделены на несколько узких «томов». «Страницы» оформлены светлой штукатуркой, «корешки» и «обложки» – натуральным камнем, керамической плиткой, металлом.
Жилой комплекс «Бунин». Фасад 1
Жилой комплекс «Бунин». Фасад 1
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

Есть еще и «суперобложки» – цветные вставки с пиксельными фрагментами картины Бориса Кустодиева «Яблоневый сад». Уйти в наивное «раскрашивание» фасадов было легко, а сбалансировать такое количество цветов и материалов сложно, – признается Сергей Орешкин. Но «Бунин» еще раз подтверждает интерес к нестандартной колористике, присущий, в частности, архитекторам «А.Лен», – похожий прием они использовали и в ЖК «Русский авангард».
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

Благодаря отступам и смещениям разглядывать негативное пространство не менее интересно, чем сами корпуса – ступенчатые арки и порталы из-за масштаба выглядят впечатляюще, а детали добавляют камерности и драматизма: KCAP, например, на своих эскизах рисуют огромные фонари, который могут унести мысль как к абажуру над столом в усадьбе, так и к аркам петербургских доходных домов с первыми электрическими фонарями.

Разнообразие объемов и цвета объединяет стилобат, который, согласно замыслу, воплощает собой «письменный стол». Участок достаточно узкий, здания занимают всю его ширину, выстраиваясь в цепочку, но комплекс в итоге далеко уходит от ощущения «сплошной стены».
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

Из-за сложной формы комплекс получил нестандартные жилые секции и большое разнообразие планировок. Около 10 лет «А.Лен» разрабатывает программу «Идеальные квартиры»: специалисты бюро исследуют российские, зарубежные и – особенно, по словам Сергея Орешкина – советские планировки, выбирают лучшие, дорабатывают с оглядкой на современный рынок. Получается объемный каталог с эффективными эргономичными планировками – вариантов около 1300, среди них присутствуют и экспериментальные, наподобие марсельской единицы или разноуровневых квартир, которые разрабатывала секция Стройкома РСФСР под руководством Моисея Гинзбурга. Успешность метода подтверждается тем, что обычно маркетинговые отделы застройщика согласовывают планировки не больше двух дней, – рассказывает архитектор. Программа «Идеальные квартиры» запатентована.

В ЖК «Бунин» запланировано 1438 квартир, среди которых необычно много угловых и торцевых, двух и даже трехсторонних. Предусмотрены квартиры типологии «офис-апартаменты», рассчитанная на тех, кто мечтает ходить на работу «в тапочках».
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

На «бунинский» образ работает в числе прочего благоустройство, которое, не в последнюю очередь благодаря особенностям участка, также удалось спроектировать насыщенным. Со стороны Московского проспекта появится городской парк, который поддержит коммерческие зоны первого этажа. Настроение этого пространства архитекторы определяют как «левитановское»: существующую сосновую аллею дополнят скульптурами и инсталляциям, сохранив природную естественность. За комплексом – «кустодиевский» сад с детскими и спортивными площадками, более яркий, энергичный и менее задумчивый. По словам Сергея Орешкина, благоустройство в Воронеже «дает фору петербургскому не только из-за климата, но и в качестве исполнения». Поэтому авторы решились усилить «пятый фасад» комплекса: те крыши, на которые выходят окна корпусов, планируется озеленить.

Эдвард Схюрманс подчеркивает: «На наш взгляд, чтобы проект на въезде в город стал знаковым, его необходимо решать как единый ансамбль, но при этом на уровне улицы создавать гуманную среду. Это был сложный период работы в разных масштабах одновременно – над силуэтом всей застройки и над фасадами отдельных зданий. Особенным фокусом стали фасады первых этажей. Именно они определят качество пешеходной среды вдоль коммерческого фронта, куда интегрированы и входы в жилые здания. И конечно же, важной составляющей работы стало создание интерфейса между зданиями и открытым пространством: как коммерция примыкает к новому скверу со стороны Московского проспекта, как двор с другой стороны ансамбля выходит к яблоневыми садам».

Кроме прочего, в будущем «Бунин» может стать частью кругового экологического маршрута: город планирует объединить тропой большое количество зеленых зон – дендрарий, ботанический сад, центральный парк, природные и археологические достопримечательности на реке Воронеж. 
***

Надо признать, что Бунин, книги и зеленая лампа, – темы в архитектурном плане непростые, если не сказать опасные. Работая с такими сильными, говорящими и, что греха таить, хорошо известными прообразами, рискуешь прийти к избыточной образности, чрезмерной многословности и «литературности» – однако глядя на проект можно убедиться, что книги книгами, их вполне можно узнать на аксонометрии комплекса в целом, но международной команде удалось достичь необходимого уровня обобщения в работе и с формой, и со смыслами. Дома на стилобате в меньшей степени напоминают книги на столе, чем поиски модернизма семидесятых, а где-то находят переклички с паттерном крупных объемов, характерным для голландской архитектуры XXI века, с языком циклопических выступов и впадин, подчас напоминающих о критомикенских истоках европейской культуры. Так, видимо, сошлись обстоятельства, тема удачно совпала с собственными взглядами архитекторов на возможности оживления крупной формы, да и пиксельные тени – то ли отражения воронежских сосен, то ли напоминание о «Тёмных аллеях», – оказались к месту, в должной мере узнаваемы, но немиметичны.
Жилой комплекс «Бунин»
Жилой комплекс «Бунин»
KCAP и архитектурное бюро «А.Лен»

Кроме того немаловажно, что «литературный» дом, название и образность которого интерпретируют историю города, можно считать вкладом в брендирование Воронежа, основанное на апелляции к его собственной истории – это вам не Шато де Валь на среднерусской возвышенности, а писатель родной и любимый, пусть и похоронен на Sainte-Geneviève-des-Bois. Дом, названный в честь Ивана Бунина, писателя в образе «русского барина», родившегося здесь, но умершего во Франции, проектируют в Воронеже российские и голландские архитекторы, – но, в отличие от судьбы писателя, коллизия вовсе не драматична, поскольку она принадлежит новейшему, примиряюще-интернациональному времени и основана на поиске частного в общем: литературная история становится зацепкой для появления свежих современных форм.