Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.08.2019

Белый цвет, деревья на улицах и балконах и другие простые способы охладить город

Алина Измайлова

Планета продолжает нагреваться: Европа переживает пятое экстремально жаркое лето, в США погодных проблем не меньше, россиянам, правда, в этом году пока везет (почти).

Так, одно из последних исследований, проведенных Союзом обеспокоенных ученых – некоммерческой организацией с гуманистической миссией, которую основали около 50 лет назад сотрудники и студенты MIT – показало, что если человечество не уменьшит объем выбросов парниковых газов, то к середине столетия в США удвоится годовое число дней с температурой выше 37,7 °C, особенно пострадает солнечный Майами. Города, которые «традиционно» считаются прохладными, испытывают на себе не меньшие последствия глобального изменения климата. Берлин, где средняя температура в июне обычно не превышает 22 °C, в этом году побил рекорд – весь месяц отметка держалась не ниже 38 °C.

Люди купаются в фонтане, чтобы охладиться в жару. Берлин, 2018
Люди купаются в фонтане, чтобы охладиться в жару. Берлин, 2018
Лицензия CC BY-SA 4.0. Автор Sparrow

Города сами усугубляют непростую ситуацию: бетон и асфальт порождают эффект теплового острова, кондиционеры и автомобили делают воздух жарче, а отсутствие деревьев не дает возможности скрыться от палящего солнца. Мэтт Петерсен, действующий глава бизнес-инкубатора, который занимается продвижением «чистых технологий», и бывший директор по устойчивому развитию Лос-Анджелеса, считает, что у мегаполисов есть три простых решения. Издание Fast Company раскрывает их суть в своей статье и дополняет список еще одним. Первоочередной задачей, «на перспективу», Петерсен видит «сокращение выбросов парниковых газов», но коль скоро жара уже поселилась в городах, необходимы решения с быстрым результатом: охлаждение улиц и крыш и создание жизнестойкого древесного покрова.
 
Деревья везде: на земле, на фасадах домов и на крышах

Деревья выполняют как минимум две задачи, необходимые перегретым городам: дают тень и испаряют воду, за счет чего охлаждается воздух. В Мельбурне скрупулезно ведут учет имеющихся деревьев и постоянно высаживают новые. К 2040 мегаполис планирует удвоить площадь с зелеными насаждениями. Милан в предстоящие десять лет собирается высадить 3 млн деревьев. В Далласе специалисты выявляют самые «горячие» участки и на ключевых пешеходных маршрутах – вроде дороги в школу – высаживают зелень. Мадрид в 2016 приступил к осуществлению плана по посадке деревьев везде, где только есть свободное место.

В некоторых случаях зелень появляется прямо на кровлях и фасадах. В миланском жилом комплексе Bosco Verticale, построенном в 2013 по проекту Стефано Боэри, наличие деревьев предусмотрено архитектурной концепцией. Непосредственно на балконах высажено 900 экземпляров. «Мы спроектировали балконы для размещения действительно значимой зеленой инфраструктуры», – поясняет Брайен Светт, директор по работе с городами и устойчивой недвижимостью в инженерной фирме Arup, которая участвовала в разработке проекта.
Жилой комплекс Bosco Verticale
Жилой комплекс Bosco Verticale
© Paolo Rosselli

Зеленые кровли могут сыграть важную роль в охлаждении зданий, считает Светт. «С точки зрения города, сад на одном-единственном здании не сдвинет дело с мертвой точки, но [если задействовать множество домов], в совокупности это может иметь огромное влияние», – поясняет специалист из Arup.
 
Покрасить в белый улицы и крыши

Светлое покрытие помогает бороться с эффектом теплового острова и засильем кондиционеров, снижает температуру внутри зданий и на улице – если покрашена дорога. Не так давно нидерландские архитекторы UNStudio представили ослепительно белую краску, имеющую высокие показатели TSR (Total Solar Reflectance) – полного солнечного отражения, который определяет устойчивость покрытия к воздействию лучей солнца.
Крыша, покрашенная белой краской
Крыша, покрашенная белой краской
Фотография находится в свободном доступе. Автор Travis Rose

В Нью-Йорке за последние десять лет в белый цвет успели покрасить почти квадратный километр крыш, а в Токио появились десятки километров улиц с теплозащитным барьером. Лос-Анджелес выбрал комплексное решение проблемы: здесь оборудуют «охлаждающие» крыши и дорожные покрытия, высаживают деревья. «Иногда мы видим разницу до 6° C между «охлажденными» улицами и обычной черной поверхностью», – поясняет Петерсен.
 
«Правильно» проектировать здания

Сократить потребность в кондиционировании воздуха способны также автоматические жалюзи. Они могут закрывать окна рано утром – например, пока работников нет в офисе, и тем самым спасти интерьер от перегретого воздуха. Ночью ставни с помощью специальных датчиков определят, что на улице стало прохладно, после чего распахнутся и, «накопив» нужное количество холода в помещении, закроются обратно.

Поведение здания определяет также выбор материала. Например, хорошая теплоемкость бетона означает, что здание из этого материала можно остудить заранее, не дожидаясь наступления сильной жары. «Когда все в одно и тоже время включат кондиционеры, это приведет к понижению напряжения в сети и перебоям с электроэнергией», – предупреждает Брайен Светт из Arup. Заблаговременное охлаждение поможет избежать перебоев с питанием и проблем с кондиционированием воздуха.
 
Пересмотреть планировку города

Бороться с перегревом в мегаполисах Fast Company предлагает также путем изменения планировки. Можно рассмотреть ситуацию на примере автомобилей: машины выбрасывают в атмосферу парниковые газы, выделяют лишнее тепло и еще больше нагревают воздух в городе. Высокая концентрация личного автотранспорта приводит к расширению и удлинению асфальтовых улиц и парковок, что способствует росту эффекта теплового острова.

Партнер американской архитектурной фирмы Perkins+Will Стивен Коулстон поясняет, что в послевоенной время города чересчур увлеклись функциональным зонированием. Такая компоновка «лишила преимуществ менее автомобилецентричные виды активности», которые существовали в прошлом. К ним Коулстон причисляет «возможность гулять там, где [человек] живет, ходить в магазин на углу или в торговый центр – без необходимости садиться в машину».