Мэр Лондона Садик Хан анонсировал «день свободы от автомобилей»: акция состоится в четверг, 22 сентября 2019 года. В этот день для движения закроют 20 км улиц, включая те, что пролегают рядом с главными достопримечательностями: Лондонским и Тауэрским мостами и в лондонском Сити. Так власти надеются помочь жителям города осознать масштабы экологической проблемы. Некоторые эксперты считают, что проект имеет социальное значение: лондонцы смогут понять, насколько жизнь без автомобиля может быть комфортной и «вернут себе город» хотя бы на один день.
Лондон в феврале 2018
Изображение с сайта flickr.com. Автор David Holt. Лицензия CC BY 2.0
Каждый год в Лондоне из-за проблем с качеством воздуха преждевременно умирает 9000 людей, а 2 млн человек – в том числе 400 000 детей – продолжают жить в зонах повышенной опасности. Транспорт виновен в появлении как минимум 50% загрязняющих веществ, при этом, сообщает The Guardian, исследование столичного управления Transport for London показало, что половина лондонцев не осознает, что именно транспортные средства – основная причина отравления атмосферы.
Лондон в первый раз устраивает столь крупную акцию. Три года назад в Париже проводилось подобное мероприятие, причем тоже по инициативе мэра. Там по причине смога движение автомобилей ограничили на целых три дня. Садик Хан говорит, что один день даст людям возможность обойтись без машин и заново открыть для себя улицы города – с помощью велосипеда или на своих двоих. «Я приглашаю как можно больше лондонцев присоединиться к веселью и увидеть город с иной стороны», – призвал глава лондонской администрации.
22 сентября по всему Лондону будут проводиться мероприятия, призванные популяризировать пешую ходьбу, езду на велосипеде и общественный транспорт; в них, по предварительным оценкам, примут участие 150 000 жителей британской столицы. Так, в 18 округах из 32-х обычные проезды будут превращены в «игровые улицы» – тип «общего пространства» для машин и пешеходов, главная функция которого – место для детских игр; в Англии впервые законодательно определены еще в 1938, хотя позже почти исчезли.
Активистка британского отделения Greenpeace Ариба Хамид (Areeba Hamid) пояснила, что «уменьшение вредных веществ в воздухе и выбросов углерода жизненно <...> далеко не единственная выгода от повторной активации улиц».
Фиона Сазерленд (Fiona Sutherland) из благотворительной организации London Play – структура занимается возрождением вышеупомянутых «игровых улиц» – считает, что люди «часто забывают о ценности общественного пространства» и предстоящая акция «даст [им] возможность стать свидетелями трансформации, происходящей прямо на пороге дома». «На несколько часов дети – [именно они] больше всего пострадали от [возросшего] трафика – получат преимущество [на улицах города]. Мы надеемся что это станет началом долгосрочных изменений», – поясняет Сазерленд.
Научный сотрудник Центра экологической политики в Имперском колледже Лондона Одри де Назелль (Audrey de Nazelle) считает, что благодаря акции жители столицы смогут понять, насколько интересным может оказаться город, если смотреть на него не из окна автомобиля.