Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.03.2019

Оазис нереальности

Алёна Кузнецова
Объект:
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. ул. Комсомола д.2, главный цех завода Арсенал
Мастерская:
AMD Architects
Авторский коллектив:
Анна Супрунова (архитектор, руководитель проекта)
Максим Батаев (архитектор, руководитель мастерской)

Павильон для погружения в виртуальную реальность разместился в бывшем цехе петербургского завода «Арсенал».

Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects

В корпуса на нынешней Арсенальной набережной пушечный завод, основанный Петром I, переехал в 1850-х годах. До недавнего времени несколько зданий с видом на Смольный собор пустовали, сейчас здесь планируют провести реставрационные работы и запустить очередной кластер, но с уклоном в IT-технологии.

Пока что жизнь вдохнули только в самый большой, «Пушечный», цех завода – здесь открылся Центр перемещений во времени KOD, для которого AMD Architects спроектировали главный объект – VR-павильон.
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects

Павильон состоит из 20 модулей – глухих темных комнат, или «шлюзов», как их называют создатели аттракциона, оборудованных для погружения в виртуальную реальность. Модули составлены в три уровня: первые два занимают VR-комнаты, на третьем располагается серверная и балконы-площадки. Уровни соединяют открытые лестницы и амфитеатр, который делает пространство многофункциональным – в этой части можно проводить различные мероприятия с видеопоказами и презентациями.
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects

Расположение модулей наделяет павильон пластичностью, но в то же время намеренно сообщает некоторую незавершенность – его можно как разбирать, так и надстраивать, менять форму. Белый цвет, полупрозрачные ограждения, тонкие колонны и минималистичные элементы декора отчетливо контрастируют с кирпичной кладкой, но откликаются на заводское прошлое места.
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects

Архитекторы хотели подготовить посетителя к погружению в виртуальную реальность, и увидели в этом процессе четыре этапа. По словам руководителя мастерской Максима Батаева, Санкт-Петербург сам по себе – виртуальная реальность относительно остальной России, по крайней мере, таким он задумывался. Следующий уровень – старый завод, который сейчас не работает, то есть «виртуальный» завод. Далее посетитель сталкивается с современной архитектурой павильона и наконец попадает в «черную» комнату, откуда отправляется в нематериальный мир.
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects

Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects

Павильон получился вполне в духе киберпанка: учитывая функциональное назначение, легко дофантазировать, как эта белоснежная структура в стенах заброшенного завода – «оплота» старого мира, разрастается до «башни из слоновой кости», в которую люди приходят укрыться от постапокалиптической реальности. Пока что, впрочем, все более-менее невинно – в KOD посетителям предлагают переместиться в прошлые эпохи, поучаствовать в исторических баталиях, а еще, например, «погулять» по картинам Босха.
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
Павильон виртуальной реальности или VR-павильон
© AMD Architects