Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.02.2019

Жители элитного дома рядом с Тейт Модерн проиграли суд: они жаловались, что посетителям музея виден интерьер их квартир

Алина Измайлова
Объект:
Жилой комплекс NEO Bankside
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.
Корпус Блаватник-билдинг (бывший Switch House) Галереи Тейт Модерн
Адрес:
Великобритания, None, Лондон.

Галерея Тейт Модерн, выступавшая ответчиком в деле о неприкосновенности частной жизни, выиграла суд. Иск подавали жители четырех квартир элитного комплекса Neo Bankside, расположенного в 34 метрах от музея. Они жаловались на «почти постоянное наблюдение» со стороны посетителей лондонской галереи. Проигравшие рассчитывают подать апелляцию.

Жилой комплекс NEO Bankside
Жилой комплекс NEO Bankside
Фото © Edmund Sumner

«Местом преступления» стала терраса на последнем 10-м этаже нового корпуса галереи. Он был спроектирован архитектурным бюро Herzog & de Meuron и открыт для посетителей в июне 2016 года. По примерным подсчетам, на смотровую площадку в год поднимается больше полумиллиона человек. С террасы открывается панорамный вид на Лондон: отсюда видно Собор Святого Павла, «Осколок» и дорогие интерьеры квартир в Neo Bankside. Жилой комплекс, кстати, спроектировал Ричард Роджерс.
Корпус Блаватник-билдинг (бывший Switch House) Галереи Тейт Модерн
Корпус Блаватник-билдинг (бывший Switch House) Галереи Тейт Модерн
Фото © Hayes Davidson + Herzog & de Meuron

После жалоб жильцов элитного комплекса Тейт Модерн развесил для своих посетителей объявления с призывом уважать соседей учреждения, а охранники отговаривали их фотографировать квартиры. С весны 2018 года учреждение сократило время работы смотровой площадки. Директор музей Николас Серота, в свою очередь, уговаривал жителей повесить занавески на окна.

По всей видимости, все это не возымело должного эффекта. Владельцы квартир стоимостью 4 млн фунтов стерлингов продолжали жаловаться на неудобства. Они говорили, что «постоянно находятся под пристальными взглядами», при этом гости музея не стеснялись приветствовать их, фотографировать, некоторые показывали неприличные жесты. Домовладельцы говорят, что это похоже на жизнь в зоопарке. Некоторые признавались, что слышали в свой адрес реплики вроде «богатые ублюдки» или что они «заслужили вторжение [в частную жизнь], которое предоставила галерея». Один из жителей Neo Bankside в течение полутора часов, пока работал за столом, насчитал 84 человек, которые снимали его на фотоаппарат. Другой нашел в сети опубликованные незнакомцами снимки собственной квартиры.

Судья, который вынес решение по делу, для разрешения конфликта предложил несколько декораторских приемов: повесить тюль, «опустить жалюзи», «установить защитную пленку» на окнах или расставить высокие растения. При этом он подчеркнул, что собственники сами себя поставили в уязвимое положение, купив квартиры с окнами в пол. Мол, это вполне логичная плата (точнее – последствие) за столь шикарный вид и преимущества, которые он дает. В судебном постановлении также сказано, что на обозрение выставлены участки квартир, которые по сути не являются жилыми. Предполагалось, что эти помещения – что-то вроде «внутренних балконов» – будут использоваться в качестве зимних садов. Жители используют эту площадь не по назначению, тем самым вовлекая незнакомцев в свою личную жизнь.

Жилой комплекс Neo Bankside появился в 2012 году, при этом этапы согласования проходили почти синхронно с новым корпусом галереи Тейт Модерн. Neo Bankside получил разрешение на проектирование в июне 2007 года, строительство началось два года спустя и завершилось в 2013 году. Постройка Switch House получила разрешение в 2009 году, а к возведению приступили через год. Сегодняшние споры могли быть остановлены еще в зачатке, если бы инженеры-планировщики потребовали установить в ЖК дымчатые стекла. Этого почему-то ни на одном этапе не произошло.

Еще один момент усложняет и без того конфликтную историю. Благодаря своему застройщику Native Land в Лондоне жилой комплекс стал символом несправедливости, господствующей на рынка жилья, и лишним напоминанием о том, что дом – это скорее финансовый актив, нежели место, где живут люди. Профессиональное сообщество взбунтовалось, когда в 2015 постройку номинировали на премию RIBA (впоследствии она вошла в шорт-лист).

Анализ одного из сообществ района-боро Саутварк, где находится ЖК, показывает, как поэтапно застройщик отказывался от своих обязательств, а местный Совет охотно ему поддавался. В начале в 2006 году девелопер сообщил, что необходимые 40% доступного жилья в будущем доме – недостижимая для него цель (это было необходимое условие для получения разрешения на строительство) и предложил снизить показатель до 27,5%. Предложение он аргументировал тем, что стоимость квадратного фута будет не очень высокой – 754 фунта стерлингов. На деле недвижимость была реализована в 1,7 раз дороже.

Во-вторых, политика Саутварка требует, чтобы доступное жилье строилось на том же самом участке – чтобы не создавать «гетто дворецких» в угоду богачам. Компания Native Land настояла на том, чтобы доступные квартиры появились на шести других – более дешевых – участках. Четыре из них находились в собственности Совета, который, собственно, их и продал застройщику. Всего девелопер шесть раз обращался к муниципалитету, чтобы «выбить» себе более выгодные условия сделки.

Что же от проекта стоимостью 400 млн фунтов стерлингов получил город? По соглашению, должно было появиться 130 единиц доступного жилья, из них 94 – для социального найма. Но, похоже, что застройщик не выполнил треть своих обещаний: на сегодняшний день есть только 94 квартиры, 64 сдаются по договору соцнайма.

Один из членов Совета Саутварка Адель Моррис сказала, что «это чрезвычайно разрушительный прецедент», поскольку теперь другие застройщики «последуют их примеру, придумывая бесконечные оправдания, почему не могут выполнить требования по доступному жилью».