И месяца не прошло после презентации проекта Центра музыки, а Лондон обсуждает появление еще одного концертного зала мирового уровня. Напомним, в конце января американское бюро Diller Scofidio + Renfro показало, как будет выглядеть новая площадка для Лондонского симфонического оркестра. Ее планируют построить рядом с комплексом Барбикан, чей концертный зал – нынешняя «резиденция» ЛСО. Теперь фортуна улыбнулась Уимблдону – пригороду на юго-западе британской столицы. Там планируется возвести еще один концертный зал, правда, меньшего размера. За проект с большим энтузиазмом взялся Фрэнк Гери.
Как это ни парадоксально, но в Лондоне нет подходящей по акустике площадки для симфонических концертов. Тот же зал Барбикана, где с 1982 базируется ЛСО, не годится для исполнения пятой части репертуара именитого оркестра. Крупнейшие концертные залы вроде Альберт-холла и Ройял-Фестивал-холла музыкантов тоже не радуют. «После получаса репетиции в Ройял-Фестивал-холле пропадает желание жить», – однажды высказался дирижер ЛСО Саймон Рэттл.
Кампанию за строительство нового концертного зала продвигает Энтони Уилкинсон (Anthony Wilkinson), основатель и директор международного музыкального фестиваля, который ежегодно проходит в Уимблдоне. За последние 10 лет он провел около 200 концертов, большую часть – в местных церквях. Проект вырос из давнего желания найти замену прежнему уимблдонскому залу, который снесли в 1987, чтобы расчистить место для торгового центра Centre Court. Администрация сразу пообещала построить другой, но этого так и не произошло. Новая площадка, с одной стороны, поможет расширить культурные возможности района, с другой – восполнит дефицит концертных залов Большого Лондона.
Именно Уилкинсон пригласил Фрэнка Гери участвовать в проекте. С работами архитектора он успел познакомиться в США: бывший кинорежиссер прожил семь лет в Лос-Анджелесе. Уилкинсон говорит, что всегда восхищался Гери: «его архитектура имеет чувство юмора и душу». Американский архитектор, в свою очередь, с готовностью откликнулся на предложение: «Я всегда хотел построить концертный зал в Лондоне». В его портфолио уже есть зал Уолта Диснея в Лос-Анджелесе, New World Symphony в Майами и зал имени Пьера Булеза в Берлине. Фрэнк Гери, кстати, участвовал в конкурсе на проект Центра музыки, однако в финале уступил DS+R.
Инициаторы проекта в Уимблдоне подчеркивают, что два новых зала займут разные ниши и будут дополнять друг друга, а не конкурировать. Центр музыки у Барбикана – вместительный и парадный – рассчитан на 2000 зрителей, зал в Уимблдоне на 1250 мест значительно меньше: «достаточно маленький, чтобы привлекать креативные вещи, которые вряд ли смогут произойти в Барбикане», – поясняет Гери. Кроме того, авторы намерены сделать комплекс универсальным, «мультижанровым»: он в равной степени должен подходить и исполнителям классической музыки, и «поп-группам очень хорошего качества», быть доступным коллективам совершенно разного масштаба. «Здание должно гудеть в течение всего дня. Я хочу, чтобы оно было в центре [жизни] сообщества», – делится планами Уилкинсон.
Для нового зала уже нашли подходящий участок – в центре пригорода по Хартфилд-роуд, сейчас там находится автостоянка. Участок примыкает к торговому комплексу, который занимают супермаркет Morrisons и кинотеатр «Одеон». Имущественная компания давно хотела реконструировать свое здание, и Уилкинсон сейчас ведет с ней переговоры о совместной работе сразу на двух участках. Фрэнку Гери тоже нравится идея «консолидации» культурного пространства с коммерческим. «Это поможет сделать концертный зал уникальным», – считает архитектор. Он уже нарисовал эскизы, демонстрирующие, как объединить концертную площадку с Morrisons и «Одеон».
На этом проект пока остановился. Чтобы двигаться дальше, необходимо финансирование – строительство оценивается в 60–65 млн фунтов стерлингов – и подтверждение от городского совета Мертона. Этот лондонский округ является собственником участка и пока не дает однозначного ответа на предложение использовать парковку для застройки. Власти, с одной стороны, признаются, что «стремление обрести новый концертный зал у сообщества было давно», но, с другой стороны, хотят получить «надежное, устойчивое и жизнеспособное экономическое обоснование многоцелевого культурного проекта». Уилкинсону, в свою очередь, чтобы найти реальных инвесторов, нужно изложить им четкую позицию совета. Однако он уже заручился поддержкой представителей музыкального сообщества. Покровителями проекта согласились стать балерина Дарси Басселл, которая живет неподалеку, и финский дирижер Эса-Пекка Салонен, который с 2008 руководит лондонским оркестром «Филармония». Всемирно известного специалиста по акустике Ясухису Тоёту привлекли к работе над интерьерами; именно он занимался концертными залами «Зарядье» и Мариинского театра. Желание выступить там уже выразили Лондонский филармонический оркестр, вокальный коллектив Classical Opera, Британский камерный оркестр London Mozart Players, Академия Святого Мартина в полях и Молодежный оркестр Stoneleigh.