Офисы свободного плана экономят деньги компаний-владельцев и помогают им выглядеть эффектней, но это практически единственное их достоинство. При этом работодатели любят «опен-спейс», а их сотрудники – не очень.
Офис – место, где многие менеджеры и проектировщики проводят треть своей жизни. Кому-то повезет сидеть в кабинете или хотя бы в ячейке-«кубикле», но большинству придется работать на виду у десятка коллег. Так, по данным Международной ассоциации менеджмента, на работу в офисы открытого типа ходит более 70% американцев. В России open space до сих пор считается модной тенденцией – в особенности в регионах – которая уверенно набирает обороты.
Для корпораций офисы без стен, пишет издание Fast Company, стали своего рода «архитектурным подарком». На аренде они экономят миллионы долларов, поскольку с приходом нового формата площадь рабочих мест сократилась примерно на треть. В России компании стали массово переезжать после кризиса: в 2015 число фирм, арендующих офисы с открытой планировкой, выросло на 17%; снять такое помещение можно на 30-40% дешевле, чем офис с «нарезкой». Есть мнение, что переезд в помещение со свободной планировкой улучшает имидж работодателя: компании выглядят более инновационными и современными, даже если по сути таковыми не являются.
Однако все громче слышен голос тех, кто вынужден работать в этих условиях. Сотрудники жалуются на шум, бытовые конфликты и психологический дискомфорт от отсутствия личного пространства. Кто-то пытается найти уединение за шкафчиками, в уборных или сидит все время в наушниках. Особенно от «жизни за стеклом» страдают женщины: многие говорят об ощущении, что они все время на виду и некуда спрятаться от мужских оценочных взглядов. В прошлом году аналитический центр «Альфастрахования» опросил сотрудников 90 крупных российский компаний. Опрос показал, что 58% из них не хотели бы работать в open space; готовность к работе в таких условиях высказали только 15%.
Негативное влияние проявляется не только в психологическом дискомфорте, но и в чисто физиологическом недомогании. Исследования подтверждают, что помещения open space плохо сказываются на здоровье работников: чрезмерный шум повышает давление и стимулирует нервную систему к выделению гормонов стресса, из-за скученности люди легко заражаются друг от друга простудными заболеваниями. По некоторым данным, те, кто работает в офисах с открытой планировкой, берут больничные в два раза чаще.
Наибольший резонанс в этой теме получила история, связанная с новым кампусом Apple, спроектированном Норманом Фостером. Сотрудники компании еще до окончания строительства начали критиковать штаб-квартиру в Купертино. Организация рабочего пространства им показалась неудобной: инженеры, привыкшие к отдельным кабинетам – или на худой конец «кубиклам» – не могли смириться с огромными комнатами и общими столами. Их неприятие было настолько сильно, что они были готовы уволиться. Джони Сроуджи (Johny Srouji), старший вице-президент подразделения аппаратных технологий, даже построил для своей команды отдельное здание в стороне от основного.
Чем еще, кроме экономии, руководствуются «большие боссы», когда отдают предпочтение свободной планировке? Они считают, что отсутствие перегородок будет способствовать большей продуктивности и большему взаимодействию между сотрудниками. Однако утверждение, что open space делает работников более сплоченными, не более чем миф. Согласно исследованию ученых из Гарвардского университета Итана Бернштейна и Стивена Тербана, «белые воротнички» вместо того, чтобы общаться с коллегами лично, предпочитают решать вопросы по почте или в мессенджерах. «По-видимому, открытая архитектура запускает естественное желание человека отделиться от коллег», – говорят ученые.
Как пишет газета «Ведомости» со ссылкой на мнение партнера фирмы «Экопси консалтинга» Марии Макарушкиной, «не стоит ожидать, что сотрудники, которых посадили вместе, сразу станут сообща трудиться... Пока в компании не сформирована корпоративная культура сотрудничества, разные отделы и в открытых офисах не перестанут соперничать и раздражать друг друга».
Продуктивность, на которую делают ставку работодатели, также катится под откос: такая планировка отвлекает суетой вокруг, сотрудникам не хватает личного пространства, им приходится выслушивать чужие разговоры – обычные и по телефону. В первую очередь это касается представителей творческих профессий, которым для выполнения задач необходимо на них глубоко сосредоточиться. Опрос показал, что 65% «креативщикам», чтобы выложиться, нужны абсолютная тишина и спокойная обстановка.
Американский производитель офисной мебели Haworth провел собственное исследование и выяснил, что «рабочие станции» с открытой планировкой могут быть полезны только в одном случае: если есть четко выделенные зоны для совместной и для индивидуальной работы. Лояльные компании примерно так и поступают: они уходят от «экстремального open space», заменяя его гибридом. Например, бухгалтерию размещают в тихой части здания в отдельный кабинет, а менеджеров по продажам – всех вместе и, возможно, за одним длинным столом. Появляются также огороженные блоки (нередко – с шумоизоляцией) для конференц-залов, переговорных, кухонь, комнат отдыха, библиотек. Но вряд ли работодатели в скором времени совсем откажутся от идеи держать сотрудников в одном помещении и вернутся к традиционной «обособленности». Экономические преимущества таких площадок очень легко высчитать даже в уме, при этом спрогнозировать возможный ущерб в долгосрочной перспективе под силу лишь самым вдумчивым.