Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.01.2019

От античности до совриска

Нина Фролова

Имение Пицхенгер на западе Лондона, построенное для себя архитектором Джоном Соуном в начале XIX века, открывается после масштабной реставрации как центр наследия и культуры. Первой там пройдет выставка Аниша Капура.

Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg
Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg

Сейчас имение Пицхенгер входит в состав округа Илинг Большого Лондона, но во времена Джона Соуна это было владение в графстве Мидлсекс, которое архитектор приобрел в 1800. Перестроив существовавший усадебный дом, Соун превратил его в парадную виллу для приема гостей – друзей и заказчиков. Новый фасад в виде триумфальной арки, сложное купольное пространство вестибюля, эффектное естественное освещение, оригинальные оформление и цветовая схема интерьеров в полной мере отразили изобретательность и смелость фантазии Соуна. На мотивы декора повлияло живое увлечение архитектора античностью и древностями вообще: здесь можно было найти «египетских» кариатид, «древнеримские» и «этрусские» росписи и т.д. Именно в усадьбе Пицхенгер разместилось его собрание произведений искусства и редкостей, которые в настоящее время составляют коллекцию музея имени Соуна в центре Лондона. Он показывал свои ценные приобретения ученикам и гостям Пицхенгер-мэнор, не только удивляя, но и просвещая их. С 16 марта 2019 эта образовательная функция вернется в имение: после завершения реставрации там откроется центр культуры и наследия, где планируется проводить по три крупные выставки в год: это будут персональные экспозиции работ современных художников, архитекторов и дизайнеров, «проливающие свет» на наследие Джона Соуна. Первый герой, Аниш Капур, с архитектором эпохи Регентства связан их общим интересом к возможностям зеркал и света для иллюзорной трансформации пространства.
 
Облицованные мрамором перекрытия вестибюля. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg
Облицованные мрамором перекрытия вестибюля. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg

Соун продал имение в 1811 и перевез свою коллекцию в городской дом, где в итоге завещал открыть знаменитый музей. Сменив несколько владельцев, Пицхенгер в 1900 было продано совету округа Илинг и в 1902, после перестройки и расширения, заработало как публичная библиотека. Тогда появилось замененное в 1930-е (или в 1940-м) на ныне существующее сооружение крыло абонемента, были снесены оранжерея, различные пристройки, а также парковые руины ­– фантазия на тему Римского форума. Лишь в 1984 библиотека покинула усадьбу, а после реставрации здания и парка в 1990-е там открылся музей и культурный центр.
 
Лестница. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg
Лестница. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg

Но в начале XXI века, несмотря на эту реставрацию, Пицхенгер все же оставался далек от своего состояния при Соуне. Кроме того, несмотря на уникальную архитектуру и привлекательный парк (по имени последних владельцев он называется Уолпол-парк), об имении мало знали даже местные жители: число посетителей музея в 2015 составило лишь 30 000 человек. Поэтому на средства фонда Национальной лотереи Heritage Lottery Fund, Совета по искусству Англии, властей округа Илинг и других организаций, фонд Pitzhanger Manor & Gallery Trust провел трехгодичную реставрацию с бюджетом 12 млн фунтов. Авторами проекта выступили архитекторы Jestico + Whiles и специалисты по наследию Julian Harrap Architects. Выявление подлинной окраски помещений на начало XIX века провела фирма Hare & Humphreys (подробнее о этой практике в Британии мы писали тут).
 
Верхняя гостиная. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Pitzhanger Manor & Gallery Trust. Фотограф: Angelo Hornak
Верхняя гостиная. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Pitzhanger Manor & Gallery Trust. Фотограф: Angelo Hornak

В ходе работ дом и парк были возвращены к образу «виллы в ландшафте», который им придал Джон Соун. Здание, имеющее статус памятника первого разряда, в тех или иных мотивах предвосхищает ключевые постройки архитектора – его лондонский дом (ныне музей) и Далиджскую картинную галерею.
 
Малая столовая. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg
Малая столовая. Имение Пицхенгер, 2018. Фото © Andy Stagg

В ходе работ были восстановлены оранжерея и центральное окно-окулус, заново соединены библиотечная пристройка (ныне – выставочные залы) и основное здание, восстановлена оригинальная окраска интерьеров, расписанные вручную обои в китайском духе и мраморная облицовка вестибюля. В обнесенном стеной огороде (с 1920 там находился розарий) Jestico + Whiles возвели кафе-ресторан Soane’s Kitchen.
Джозеф Гэнди. «Имение Пицхенгер». 1800 © Sir John Soane’s Museum, London
Джозеф Гэнди. «Имение Пицхенгер». 1800 © Sir John Soane’s Museum, London