Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.12.2018

Материал о пакгаузах конца XIX века на нижегородской Стрелке назван одной из лучших статей журнала Domus за 2018 год

Итальянский журнал Domus, одно из самых влиятельных изданий по архитектуре, искусству и дизайну в мире, подводит итоги года. Его редакция назвала в числе лучших материалов на художественную тему фото-эссе Роберто Конте: эта публикация посвящена пакгаузам в Нижнем Новгороде, уникальному памятнику инженерной мысли и культуры России последней трети XIX века. Любого читателя поразит и красота этих сооружений, которую в полной мере передали замечательные фотографии авторства Конте, и их сложная судьба.
 

Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © 
Roberto Conte
 www.robertoconte.net
Пакгаузы на нижегородской Стрелке. Фото © Roberto Conte www.robertoconte.net

Снимки, сделанные Роберто Конте до демонтажа стен пакгаузов в декабре 2017 года (сейчас их уникальные металлические каркасы открыты), сопровождает в публикации Domus’а рассказ архитектора и основателя движения «Открытая Стрелка» Марины Игнатушко о происхождении этих конструкций и самом драматическом, современном этапе их истории: из-за строительства стадиона для ЧМ-2018 и реконструкции прилегающей территории пакгаузы не раз оказывались под угрозой уничтожения, причем их будущее остается неясным до сих пор.
Главное здание выставки 1896 года. Иллюстрация из книги «Всероссийская промышленная и художественная выставка года в Нижнем Новгороде, 1896», изданной фотографами «Шерер, Набгольц и Ко». Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»
Главное здание выставки 1896 года. Иллюстрация из книги «Всероссийская промышленная и художественная выставка года в Нижнем Новгороде, 1896», изданной фотографами «Шерер, Набгольц и Ко». Предоставлено объединением «Открытая Стрелка»

Архи.ру не раз публиковал материалы по истории этих объектов и о борьбе за их сохранение. Напомним, что речь идет о каркасе пакгаузов на территории бывшего грузового порта на Стрелке, месте слияния Оки и Волги. История их происхождения связана с XV Всероссийской промышленно-художественной выставкой 1882 года в Москве и XVI Всероссийской промышленной и художественной выставкой 1896 года в Нижнем Новгороде. Эти несущие металлические каркасы – фрагменты центрального выставочного павильона этих выставок, проект которого выполнили инженеры Г.Е. Паукер и И.А. Вышнеградский (после 1882 его разобрали и вторично использовали в 1896). По окончании выставки 1896 года павильон был демонтирован, его конструкции – проданы по частям. Дольше века эти фрагменты были опорами пакгаузов – сначала на пристанях на нижегородской ярмарке, затем – в построенном здесь в советский период порту, закрытой промышленной территории. Специалисты идентифицировали их как часть павильона XIX века лишь в 2015 году. Русскоязычный вариант эссе из Domus’а можно прочесть здесь.