Полное «собрание сочинений» группы Archigram, новые издания Strelka Press, руководство по преподаванию от профессора ETH Zurich, цвет, тень, стекло и 40-футовые контейнеры как «стройматериалы» – и многое другое.
300-страничное издание под редакцией одного из членов знаменитой группы, Дэвида Кромптона, охватывает работы Archigram за 14 лет ее существования, в том числе – все 10 выпусков одноименного журнала. Эти материалы дополнены комментариями самих авторов и критиков, сделанными как в 1960-е, так и в наши дни. Задуманное еще 40 лет назад издание в полной мере показывает широту влияния Archigram на современников (Роджерс, Фостер, Гримшо, Колхас, Олсоп и многие другие), в том числе в аспекте функции, формы и общественной роли архитектуры. Напомним, в 2002 группа Archigram была награждена Золотой медалью RIBA.
Сборник полемических эссе Адольфа Лооса напоминает, что огромное влияние этого австрийского архитектора на коллег в начале XX века основывалось не только на его новаторских проектах, но и на деятельности критика и мыслителя. Его тексты остаются актуальными и по сей день, а живой и остроумный слог также делает их ценными произведениями литературы. В книгу вошли эссе «Потемкинский город», «Принцип облицовки», «Вырождение культуры», «Архитектура», «Искусство родины», «Руки прочь!» и, конечно, «Орнамент и преступление».
Голландская «студия стратегического дизайна» Metahaven отмечает, что взрослый житель США смотрит на экран своего смартфона в среднем 2 часа и 51 минуту в сутки, что на 8 минут дольше экранного времени «Сталкера» Андрея Тарковского. Авторы предлагают называть этот феномен не зависимостью, а кинематографом. Англоязычное издание «Цифровой Тарковский» – исследование того, как наше понимание и переживание «визуального досуга» и времени изменились в эру смартфонов и почти постоянного подключения (подключенности) к интернету.
Перевод отмеченной премиями испанской книги 2006 года представляет теперь и англоговорящему читателю новый взгляд на место четырех ключевых представительниц современного движения в истории архитектуры. Эйлин Грей, Лилли Райх, Маргарете Шютте-Лихоцки и Шарлотта Перьян известны, однако их настоящая роль долгое время оставалась по разным причинам не до конца выясненной и описанной. Книга подробно рассматривает их профессиональную деятельность в условиях, когда их постоянно вынуждали бросить карьеру архитектора и дизайнера. Биографии этих четырех женщин помещены в исторической контекст и исследованы с перспективы, где мужское и женское не исключают друг друга, что обладает особенно большим потенциалом в наши дни.
Аннетте Шпиро, профессор архитектуры и строительства в ETH Zurich, Федеральной политехнической школе в Цюрихе, опубликовала основанное на ее программе для первокурсников, преподавательском опыте, интервью со студентами и других материалах «руководство», помогающее работать с учащимися разной глубины опыта и потенциала, развивая в них энтузиазм и творческие способности одновременно с уважением к экспертному знанию и вниманием к деталям в исследованиях и проектах.
В рассчитанном на архитекторов путеводителе собраны всевозможные отели, гостевые дома, пансионы, кемпинги, а также квартиры и виллы, которые можно взять в аренду. Все они представляют большой интерес с точки зрения современной архитектуры, а в остальном это временное жилье очень разное: речь о новых постройках и необычных реконструкциях (есть даже бывшие насосная станция и церковь), об апартаментах в центре Копенгагена и ферме в заповеднике на севере Германии, постройках молодых архитекторов и разрекламированных работах «звезд», о жилой барже, доме на дереве и многих других вариантах.
Авторы рассматривают практические принципы применения цвета в архитектуре, его воздействие на человека и выразительные возможности. Цвет определяет наше восприятие пространства и даже тектоники, играет коммуникативную роль, взаимодействует со светом и конструкцией. Однако он редко используется в полной мере, чаще это или автономное «художественное» решение, или утилитарный ход, хотя по сути цвет – настоящий материал и потому важная часть любого проекта.
История роли тени в архитектуре редко интересует исследователей, особенно если брать ее шире прикладного подхода или нескольких примеров. Эта книга – исключение. Она рассматривает общую историческую канву параллельно с подробным разбором ключевых зданий, а обращение к архитектурной теории и истории искусства помогает выявить эпохи и регионы, когда тень особенно сильно определяла облик построек. Этот эффективный архитектурный инструмент для создания формы или композиции мог также означать убежище или место культа, символизировать ужас или наивысшее духовное переживание. Рассказ ведет читателя от японских храмов и городов исламского мира через английское барокко церквей Николаса Хоксмура к Луису Кану и Альдо Росси – и дальше, к «тенистому» будущему.
«Век стекла» посвящен ключевой роли этого материала в современной и новейшей архитектуре, вопросу – как и почему стекло приобрело свое нынешнее значение, техническое и символическое. Автор касается перемен в культуре, технологиях, стиле, которые определяли применение стекла в течение последних 200 лет. С этим материалом связаны идеи экспрессионизма и функционализма, выражение как высокого социального статуса, так и политической идеологии – от фашизма до глобального капитализма. Особо упоминаются «умное» стекло и цифровые светодиодные экраны, которые, возможно, изменят архитектуру – и нашу жизнь – в ближайшем будущем.
Свежая подборка частных домов со всего мира в крупноформатном издании Taschen. Помимо широкого географического охвата, в книге собраны самые разные по типу жилища – скромные коттеджи и «представительские» виллы, дома у моря и в лесной чаще. Среди их архитекторов – Сигэру Бан, MVRDV, братья Айриш-Матеуш и другие видные мастера, а также молодые архитекторы из Южной и Юго-Восточной Азии, Испании, Польши, Латинской Америки. Издание демонстрирует важную тенденцию: в условиях глобального мира архитекторы одинаково успешно строят частное жилье во всех странах и на всех континентах, разницы в качестве и актуальности между Западом и Востоком, Югом и Севером больше нет.
Издательство Phaidon продолжило свою публикацию о зданиях черного цвета книгой о красных тонах в архитектуре. В подборку вошло более 150 зданий от восьмого столетия нашей эры до 2017 года, в том числе – Исторический музей в Москве
40-футовые и 20-футовые контейнеры, символ глобального товарообмена, в наши дни также стали ресурсом для оригинальных, простых в реализации и доступных проектов. В книге собраны необычные объекты из этого крайне унифицированного «материала»: бары и магазины, выставочные залы и жилые дома в разных странах мира.