Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.11.2018

Градсовет Петербурга 31.10.2018

Алёна Кузнецова

Совет раскритиковал новый бизнес центр рядом с «Невской ратушей» и жилой дом на берегу пруда у парка Сосновка.

Бизнес-центр рядом с Невской ратушей
Санкт-Петербург, ул. Моисеенко, д. 22, лит. О
Проектировщик: ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС»
Заказчик: ООО «Мосспецстрой»
Обсуждали: 
архитектурно-градостроительный облик 
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с макета Алены Кузнецовой
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с макета Алены Кузнецовой

Бизнес-центр класса В+ планируют строить на пересечении Кирочной и Новгородской улиц. Сейчас на участке стоит недостроенный корпус, продолжающий здание кожгалантерейной фабрики им. Бебеля, напротив которой – одно из самых известных в городе деловых пространств, квартал «Невская ратуша».

Главный архитектор проекта Валентин Коган рассказал о концепции: здание составлено из нескольких монументальных объемов, сложенных в несколько ярусов, каждый последующий немного отступает от красной линии. Высота по коньку составляет 33 метра, что соответствует высотному регламенту. Система стеклянных «рассечек» придает глубину и игру света и тени, а кроме того, сочетается с монументальной колоннадой «Невской ратуши». Здание, решенное как система блоков, может связать всю окружающую застройку воедино.
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

В глубине квартала расположены три здания со статусом объекта культурного наследия – комплекс альбомной фабрики С.С. Бехли, но автор не стал рассказывать о них подробно – то ли переволновался, то ли действительно не уделил им должного внимания. В концепции, однако, на стыке между новым зданием и корпусом фабрики Бебеля есть «арка» шириной в 3,5 метра, которая продолжает ось Дегтярного переулка: в ней просматривается двор и кирпичные фасады исторических зданий.

Главный вход сквозной, расположен со стороны Кирочной улицы. Во дворе будет небольшой благоустроенный дворик, зона погрузки-разгрузки и гостевые парковочные места.
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Рецензент проекта руководитель мастерской «Витрувий и сыновья» Сергей Падалко отметил, что намечается небольшая площадь со сквером. Ему понравилось, что «молодое поколение все еще играет в кубики»: «кубики – понятный и ясный прием».
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Проект обсуждали мало – возможно, сказалось отсутствие Никиты Явейна и Александра Карпова, – но достаточно сурово. Главный архитектор города Владимир Григорьев высказал недоверие функциональному наполнению здания – устройству лифтов, парковок, туалетов и вестибюля, хотя на обсуждение выносился только архитектурно-градостроительный облик здания. Михаил Мамошин также предложил доработать комплекс с точки зрения многофункциональности, тем более, что концепция к этому располагает: сделать общественное пространство на первом этаже, наполнить жизнью террасы, добавить зелени в кашпо.
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
Бизнес-центр на улице Моисеенко © ООО «СЛОИ АРКИТЕКТС» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Многие посчитали необходимым «дорисовывать» композицию и пропорции здания, было предложение «соединить конструктивизм с эмоциональностью и чувственностью».

По мнению Сергея Орешкина, градостроительные оси в проекте не акцентированы, вход уехал с главной в этом месте Новгородской улицы в бок. «ОКН акцентированы нерешительно, а линия примыкания к соседнему зданию – случайная, как и все пропорции». По его мнению, «возникает стекляшка». Если она к тому же будет сделана в плохом материале, то в контексте «Невской ратуши» будет смотреться совсем плохо. Автор «Невской ратуши» Евгений Герасимов от комментариев воздержался.

В итоге Владимир Григорьев предложил взять концепцию за основу – «мотив получился интересный и нетривиальный для последних проектов в центре», и доработать ее.
 
Дом академиков
Санкт-Петербург, ул. Жака Дюкло, д.7, лит.А.
Проектировщик: ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская»
Заказчик: ФГБУН Физико-технический институт им. А.Ф. Иоффе
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

ЖК на улице Жака-Дюкло © «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
ЖК на улице Жака-Дюкло © «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Участок-мечта находится на берегу Ольгинского пруда, через Светлановский проспект от одного из самых больших парков города Сосновка. На участке стоят два дома 1930-х годов, в которых когда-то жили академики Сергей Капица, Лев Ландау, а еще Булат Окуджава. Домами владеет заказчик проекта, Институт имени А.Ф. Иоффе. Сейчас их расселяют, затем снесут и построят 12-этажный жилой комплекс для сотрудников Института. Согласно техзаданию, в новом комплексе есть квартиры площадью под 200 м2.

Две секции корпуса по улице Жака Дюкло соединяются на уровне 10-12 этажей. У этого корпуса есть «косина», взволновавшая членов градсовета, сделанная, по словам главного архитектора проекта Владлена Лявданского для того, чтобы у большего количества квартир был вид на пруд.
ЖК на улице Жака-Дюкло © «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
ЖК на улице Жака-Дюкло © «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

На оси, ближней к пруду, стоит 12-этажная башня. Все здания объединяет стилобат с подземными парковками и встроенными помещениями, двор с видом на пруд получился двухуровневый. Фасады терракотовые и бежевые – это сочетание взяли из окружающих построек. Монотонность прерывают эркеры и «телевизоры» – выступающие консолями застекленные объемы, которые объединяют видовые квартиры последних трех этажей в торцах зданий.

Сначала члены градсовета высказывались в положительном ключе. Рецензент проекта Анатолий Столярчук отметил, что «пространственные оси проекта ясные и активные, а система анфилад и арок – характерный для Петербурга и переосмысленный прием». Юрий Земцов назвал работу великолепной и целостной, похвалил «пространственный» коридор, который расширяется к пруду. «Телевизоры» признали находкой, сбивающей унылость больших домов.

У Михаила Кондиайна вызвала вопрос композиция комплекса – очевидным кажется переместить протяженный корпус с улицы Жака Дюкло на берег пруда, чтобы сделать больше видовых квартир. Сомнения вызвали также планировки, особенно в части над аркой двухсекционного корпуса, а также выезд из паркинга на несуществующий пока проезд.
ЖК на улице Жака-Дюкло © «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой
ЖК на улице Жака-Дюкло © «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская» /пересъемка с планшета Алены Кузнецовой

Казалось, что проект примут, но с задних рядов прозвучала более резкая критика. Евгений Герасимов признался, что слушал коллег в недоумении – «любой дом в окружении лучше, скромнее и крепче представленного: композиция не реагирует на угловой участок, проходы ведут из ниоткуда в никуда, «косина» будет вызывать ощущение чего-то неправильно построенного, а планировки – сплошные ляпы и казусы». Подошедшего позже Никиту Явейна «шокировали планы», к тому же, по словам архитектора, арки и проезды случайны. Евгений Подгорнов назвал оси эфемерными и предложил «три хаотично плавающих «точки». «Косина», по его мнению, ничего не дает, это прием для плохих риэлторов.

Владимир Григорьев подытожил: «много заявок на богатое решение, но все они кончаются в недосказанности. Проект надо по-мужски обтесать». А еще признался, что при принятии решений им движут два чувства: гордыня – потому что хочется, чтобы новые дома были красивыми, и страх – вдруг кто-то проедет мимо и поинтересуется: кто же это все согласовал?