Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.09.2018

Все в Алма-Ату

Юлия Тарабарина

Новую книгу из серии «Гаража» хочется назвать фундаментальным путеводителем: он глубок, разнообразен и написан легким стилем. А материал красив, не слишком изуродован и малоизвестен. Пожалуй, это точно must have.

Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру
Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру

Анна Броновицкая, Николай Малинин и Юрии Пальмин писали свой путеводитель по архитектуре модернизма Алма-Аты, кажется, года два, то и дело пребывая в изучаемом городе. Наблюдая за их работой издали, я совершенно не сомневалась, что все здания пройдены, включая закрытые закоулки, архивы подняты, люди опрошены – словом, вопрос будет закрыт. Так, в сущности, и оказалось. И между тем в предисловии авторы очень точно (и честно) определяют историографическое положение своего труда: «это всего лишь «путеводитель»: 50 с небольшим самых интересных зданий за 30 лет <…> это не «каталог», который предполагает полноту и доскональность (этим благородным делом как раз заняты наши друзья и коллеги из «АрхКода»); и это не «история архитектуры», которая обязана быть последовательной и логичной (ее всю жизнь пишет Елизавета Малиновская)». Так что к очевидно немалому объему труда московские «варяги» добавили точное позиционирование своих усилий. Ну что сказать, так и надо.
Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру
Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру

Кажется, сколько-то лет назад историк древнерусской живописи Левон Нерсесян сетовал, что жанр путеводителей серьезно измельчал в погоне за рыночной состоятельностью: прилавки заполнены поверхностно-перечислительными книжками, позволяющими разве что на месте сориентироваться человеку, который не купил себе мобильный интернет, а ощущения, атмосферу, ценность – не передают, в отличие от многими любимых «Образов Италии» Пал Палыча Муратова. Впрочем, «Образы…», заметим, и не путеводитель.

А здесь – путеводитель (ну, вроде бы он) и совершенно лишен перечисленных недостатков, – как будто отклик на запрос аудитории ценителей. Но на привычные путеводители не очень похож. Он сросся с жанром книги, теми самыми образами, и получились образы модернистской Алма-Аты.

Книга построена по тому же принципу, что и "Москва" 2016 года, решена в том же дизайне, определен тот же диапазон 1955–1991; вступление короткое, вместо заключения – главы о воде и о монументальном искусстве (там были отдельные ВДНХ, метро и Зеленоград). Но в «Москве» 78 объектов и и 327 страниц, в Алма-Ате 351 страница и 53 объекта, а страницы, кхм, шире. Значит, каждому объекту досталось больше внимания. Так и есть – тексты длиннее и включают многие отступления, которые, опять же, не позволяют сомневаться, что помимо интервью у современников Броновицкая-Малинин-Пальмин прочли все журналы и книги (нередко вспоминают Домбровского), посмотрели все оттепельное кино, поработали в архивах, общались с историками. И еще «работали над книгой в он-лайн режиме», совещаясь с сообществом в соцсетях.
Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру
Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру

К примеру, в рассказ о ресторане Алма-Ата встроена история его предшественницы, деревянной столовой Казкрайсоюза (1931-1933), построенной Гегелло и Кричевским из качественного алтайского леса в 1931-1933. В историю гостиницы Алма-Ата включен расположенный по соседству сталинский театр Оперы и балета. И так далее, почти в каждой статье: предшественники, соседи, зарубежные аналогии, критика, истории про обкомовских начальников, радости советского соцкультбыта, дефицит, очереди, судьба зданий в 1990-е – 2000-е, недавние раскрытия монументальных рельефов, замаскированных гипсокартоном, судьба перенесенных в другие места скульптур и перелицованных фасадов. Разбавлено историческими байками и анекдотами. Воистину «широкий контекст искусства и культуры, социальной и политической истории» – так определяют свой подход сами авторы.
Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру
Анна Броновицкая, Николай Малинин, Юрий Пальмин. «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991. М., 2018. Фотография Архи.ру

Поэтому читается книга не как справочник-путеводитель, а как очерки алма-атинского модернизма. Постепенно, от здания к зданию, узнаешь главных героев: Николая Рипинского, вдохновившего значительную часть модернистских зданий в городе; в 1970-е он возглавлял Казгорпроект, институт, построивший себе (впрочем, раньше, к 1961 году) полностью стеклянное здание-аквариум, и «сварившийся» в нем до полной переделки фасадов. Ивана Белоцерковского, главного архитектора города с 1941 года, упорно пририсовывавшего в фасадам сталинские колонны. Или Евгения Сидоркина, который родился в Вятке, учился в Ленинграде, «влюбился в сокурсницу [Гульфайрус Исмаилову], а затем – в ее родной город», для которого собственноручно вырезал монументальные сграффито. Постепенно понимаешь, что Алма-Ата, небольшой город Верный, отстроенный в столичном масштабе именно после войны, многие решения модернистской архитектуры получил первым в стране советов: первый полностью стеклянный фасад, первые жалюзи, первая изогнутая пластина, и в целом «в Москве еще не было». И это в Казахстане, где «каждый десятый взрослый житель занят в строительстве, [но] только сто человек архитекторов» [слова Николая Рипинского, 1971]. К тому же после переноса столицы в Астану алма-атинской модернизм меньше пострадал от сносов и реконструкций. Хотя пострадал, об этом почти в каждом очерке. Иными словами, Алма-Ата – город, заполненный примерами первоклассного, часто передового для Союза модернизма, неплохо сохранившимися и не слишком известными широкому кругу даже любителей модернизма.

Тут прямо разрываешься, что делать: срываться и срочно ехать в Алматы, смотреть столь интересные вещи, или с комфортом и удовольствием, лежа на диване читать чудесные про нее истории, усваивая имена и исторические последовательности, поданные нам с литературной непринужденностью. Пожалуй, сначала второе, потом первое, а потом опять второе – книга, да и сама эта архитектура, вовсе не об экзотике казахского модернизма, а о послевоенном искусстве в целом, о существенной его части. 

Презентация справочника-путеводителя «Алма-Ата: архитектура советского модернизма. 1955–1991» запланирована 1 октября (понедельник), в 19:30 в «Гараже» в парке Горького.