Комплекс мукомольной мельницы торгового дома «Емельян Башкиров с сыновьями» находится в исторической части Нижнего Новгорода, на берегу Оки, у самого метромоста. Его возводили с 1870 по 1914 годы по проекту архитектора Роберта Килевейна. В советское время комплекс перестраивали и расширяли, серьезные изменения он претерпел после взрыва и пожара в 1952 году. Мукомольный завод работал вплоть до 2007 года, но с тех пор закрыт и заброшен, привлекает в основном местных сталкеров и киносъемочные группы.
В 2008 году территория завода перешла ОАО «НКХП-Девелопмент», которое обязалось подготовить ее к редевелопменту и построить гостиничный комплекс. С тех пор ведутся предпроектные работы: были выполнены обмеры и инженерные обследования зданий, топографические и геологические изыскания. В 2012 году ПТМА Сергея Тимофеева подготовила проект планировки и межевания территории, а концептуальный проект выполнила «Архитектурная мастерская ПТМА» в 2018. Авторы стремились создать «функционально разнообразный квартал с комфортной городской средой, при этом сохранить исторические объекты, индустриальный дух места и следы времени».
На участке три объекта культурного наследия со статусом памятника регионального значения: корпус мельницы, общежитие для рабочих и лабазы. Проектом сохраняется также элеватор, построенный на месте одного из корпусов мельницы в 1970-годы, и складской терминал, появившийся на берегу Оки в конце 2000-х. С севера примыкает бывший комплекс паровой мельницы М.А. Дегтярева, который занят арендаторами и в проект не входит, а также Храм Рождества Иоанна Предтечи.
Перепад высот на участке достигает 25 метров, поэтому здания располагаются в два уровня. На нижнюю Черниговскую улицу выходят корпус мельницы и элеватор, на верхнюю улицу Гаршина, ставшую внутриквартальной продольной осью, – остальные строения, объединенные современными «вставками» жилого дома и офисов. Проезжие улицы соединяет пешеходная дорожка с лестницей, со стороны Черниговской улицы – заезд в подземный паркинг. Еще одна, открытая, парковка устроена под опорами метромоста на Казанской площади.
Бывшую семиэтажную мельницу архитекторы приспосабливают под жилой дом площадью 6000 м2,а элеватор – под многофункциональный комплекс с офисами, апартаментами и гостиничными номерами.
Идею приспособления элеватора главный архитектор проекта Алексей Пушкарев впервые услышал от своего научного руководителя профессора Роналда Роверса (Ronald Rovers , Zuyd University of Applied Sciences) во время стажировки в Нидерландах в 2010 году. Вопрос обсуждали также с инженером-конструктором Петром Таржинским (Piotr Tarczynski, Buro Happold) во время его визита в Нижний Новогород: после просмотра архивных чертежей появилась надежда, что реконструкция возможна.
В 2014 появились первые планировочные схемы организации пространства в «банках». Со временем умерились аппетиты инвестора: от ранее согласованной 130-метровой башни гостиницы на месте элеватора пришли к идее его сохранения и реконструкции. В 2018 году провели подробные обследования конструкций и грунтов. Расчеты вновь подтвердили, что элеватору можно дать вторую жизнь.
В бетонных секциях зернохранилища диаметром шесть метров уберут часть стен и пробьют окна: получатся похожие на капсулы универсальные помещения. Цилиндры надстроят семью дополнительными этажами. Здание станет выше метромоста, что в некоторой степени исправит диссонирующее доминирование последнего над окружением. Распределительная башня будет занята лестнично-лифтовыми узлами и инженерными коммуникациями. Площадь обновленного элеватора составит 22 000 м2.
Бывшее общежитие для рабочих приспособят под медицинский центр, а лабазы – под офисы. «Пробелы» между ними заполнят офисное здание и жилой дом, что создаст единый фронт застройки вдоль улицы Гаршина. В первых этажах всех зданий комплекса –рестораны, торговля и обслуживание.
Берег Оки согласно проекту превращается в благоустроенную прогулочную набережную с двумя точками притяжения: бывшим складом, переоборудованным в универсальный зал площадью 1500 м2, и небольшим кафе в форме эллипсоида на причальных конструкциях.
Об идее кафе Алексей Пушкарев рассказывает, что «хотелось задействовать грузовые причалы, так называемые «быки». Их верхняя отметка составляет 72 метра над уровнем моря, а гражданские объекты в данном месте могут размещаться не ниже 75, чтобы их не затопило в паводок. Поэтому пришлось поднять объем кафе над «быками», и он оторвался от суши и от воды. Отсюда возник образ дирижабля-подводной лодки, который и парит, и плывет одновременно».
В настоящее время на участке ведутся работы по консервации объектов культурного наследия, устанавливаются их границы и охранные зоны.