В ГТГ на Крымском валу открылась выставка проекта выпускников совместной магистратуры института «Стрелка» и Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ. Студенческих работ там и в помине нет, зато много «медиа» и достаточно дизайна.
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Магистратура называется Advanced Urban Design – то есть продвинутое городское проектирование, и позиционируется как первая в стране магистратура в этой области. Анастасия Смирнова, один из двух кураторов проекта на открытии сказала, что выпуск данной программы означает переход к профессиональному урбанизму, сравнив его весь с футболом, который бывает дворовый – любительский, и профессиональный: кто-то объединяется в группы, чинит скамейки во дворах, но нужны же и профессиональные урбанисты. Прозвучало – ну, как прозвучало. Второй куратор Дарья Парамонова зачитала список участвовавших магистрантов. ГТГ впервые впустила в свои стены студентов, – сообщила на открытии Татьяна Мрдуляш, замдиректора по развитию, – и не пожалела об этом. Предполагается, что другие вторжения тоже могут быть, «музей открыт для сотрудничества».
Дарья Парамонова, куратор проекта Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Татьяна Мрдуляш, заместитель генерального директора ГТГ по развитию. Фотография Архи.ру
Проект состоит из двух частей. Первая – «Другой маршрут», состоит из комментариев к 37 работам из экспозиции искусства XX века, наклеенным желтыми плашками на пол. Их написали, как прозвучало на открытии, люди, близкие к искусству, – но не искусствоведы. Среди прокомментировавших, впрочем, Владимир Паперный и Григорий Ревзин, которых не-искусствоведами все же сложно назвать. Ну, не классические «искусствоведы». Комментарии складываются в текст, параллельный экспозиции, их можно читать поочередно, для чего на входе выдают буклеты с номерами. А можно как попало – комментируют авторы проекта, ни в чем себя не навязывая. От буклета можно оторвать круглую наклейку, наклеить на себя и работающие в галерее волонтеры найдут вас и все объяснят. Перед картинами с комментариями появились высокие желтые табуреты, упрощая чтение текстов. Перед двумя картинами установили по два желтых же кресла и столик с книгами издательства «Стрелка»: они называются «гостиные», одна разместилась за аэростатами Павла Лабаза, а другая там, где «Два вождя после дождя». Вообще надо сказать, «Стрелка» представлена в проекте как-то активнее, чем ВШУ, – оба куратора оттуда, книги оттуда, да и в партнерах выставки значится только институт медиа и дизайна.
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Кураторы объясняют – магистранты увидели музей как город и «урбанистически» с ним поработали, – устроили то, что мы уже привыкли называть «интервенциями», вторглись, добавив немного комфорта и немного тем, но ничего принципиально не меняя. Не перевешивая картины. Деликатное такое вторжение. Пройти маршрут можно, купив билет в ГТГ; с появлением табуреток он стал удобнее – определенно в музее, как и в супермаркете, всегда не хватает мест, где посидеть, особенно со спинкой, так что урбанисты в тренде, к тому же табуретки напоминают скамейки, во множестве добавляемые их коллегами в город.
Вторая часть проекта – несколько колонн импровизированного портика со стороны Крымской набережной. Перед колоннами ГТГ, обвязанными металлическими стяжками, понемногу теряющими плашки мрамора в ожидании реконструкции Рэма Колхаса и Владимира Плоткина, появились пять с половиной светящихся колонн на ступенчатых постаментах – световая инсталляция. Их задача – обозначать второй вход в здание, призывать праздногуляющих по набережной Wowhaus в галерею. Перед главным входом со стороны Музеона поставили еще одну колонну.
Колонны с разной степенью символичности обозначают суть нелегкой профессии урбаниста. К примеру, колонна-половинка из рифленого пластика, превращающая круглую опору в восьмерку, названа «редактирование» – именно так работают урбанисты с существующей городской тканью. Соседняя колонна с подобием школьной модели молекулы из шариков и палочек, простой, но изрядно размноженной, говорит о том, что город это сеть. Домик в пенопластовом снегу – напоминание о московских цветочных ларьках, «зимой и летом, днем и ночью они работают». Последняя колонна больше других похожа на выставку, в нее металлической муфте проделаны отверстия, обозначающие несколько тем, в частности, городской мусор, городские «большие данные», представленные мониторчиком от компании Habidatum, возглавляемой экс-главой ВШУ Алексеем Новиковым, – примеры источников информации, которыми может пользоваться градостроитель. Эта последняя колонна называется «Оптика», и надо сказать, слово оптика с смысле ракурс взгляда звучало на открытии неоднократно. Инсталляция на улице, так что открыта бесплатно и круглосуточно.
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Третьяковка: другая редакция. Совместный проект ГТГ и Advanced Urban Design. Фотография Архи.ру
Определенно, в последние годы от учебных заведений, особенно новых, требуется все больше. Нужно не только обучить, но и презентовать торжественно, причем нет сомнений – традиционные планшеты с проектами совсем не в моде, чем дальше удастся от них отойти, тем лучше. Тут отошли очень далеко. С одной стороны, сам по себе проект – вполне урбанистический, причем «готовый»: акцентировали второй вход в Третьяковку (надо еще вспомнить, когда его открыли, наверное, тогда, когда ремонтировали двор?), предложили альтернативный взгляд на экспозицию Тут уже не проект – реализация. С другой стороны, на открытии прозвучало: институт-то ведь медиа, да и профессиональному урбанисту необходимо уметь презентовать себя: ...ну, вы же журналисты, вы же понимаете, о чем речь. Все правда, и здесь мы видим в основном медиа, сиречь пиар, презентацию, и дизайн, слегка напоминающий наклейки Артемия Лебедева в московском метро. Как будто урбанистика – только повод для дизайна, а больше для медиа, медиа, медиа… Есть ощущение присутствия на капустнике студентов-урбанистов, обыгрывающих основные понятия своей профессии, только без шуток. Что объяснимо, поскольку выставка рассчитана на посетителей ГТГ, которым, предполагается, понятие урбанистики едва понятно. В общем-то главный сюжет выставки – само по себе сотрудничество магистратуры и Третьяковки, и этот сюжет вполне разыгран.
|