Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.07.2018

Кирпич без границ

Алёна Кузнецова
Мастерская:
Porotherm

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.

San Bernardo Chappel, Argentinia © Nicolás Campodónico
San Bernardo Chappel, Argentinia © Nicolás Campodónico

В Вене наградили участников премии Brick Award, которую каждые два года проводит компания Wienerberger. За призы боролись здания, построенные из керамических материалов – фасадного кирпича, клинкерной брусчатки, керамической черепицы или блоков и т.д. При этом материалы не обязательно должны быть от Wienerberger, можно использовать даже подержаные.

В этом году впервые в истории премии прошел национальный этап в России. Было предоставлено 19 работ, из которых жюри выбрали победителей в номинациях. Всего же комиссия Brick Award рассмотрела 600 проектов из 44 стран. В традиционную «итоговую» книгу Brick’18 попали 50, среди них – ни одного российского, к сожалению. Но есть проект берлинского офиса Сергея Чобана Tchoban Voss Architekten GmbH. Это церковь для Георгиевского монастыря в местечке Гетшендорф в Германии. Православную церковь сложно было вписать в протестанский пейзаж, но сделать это удалось именно благодаря материалу – церковь облицована старым отбеленным кирпичом.

В этом году сразу два гран-при, пять победителей в номинациях, а также два специальных упоминания. Публикуем проекты всех лауреатов.
 
Гран-при, номинация «Жить вместе» 
Башни Westkaai 5 и 6, Антверпен, Бельгия
Tony Fretton Architects, DE Architecten NV
Westkaai Towers 5 & 6, Belgium © Filip Dujardin
Westkaai Towers 5 & 6, Belgium © Filip Dujardin

Башни – часть большого жилого комплекса, который строится в северной гавани Антверпена, в новом районе Westkaai. Всего башен шесть: их разделили на пары и раздали разным архитекторам. Пятая и шестая досталась Tony Fretton и De Architecten NV.

Башни похожи, но отличаются в деталях. Фасады представляют собой пропорционально выверенную сетку из горизонтальных поэтажных линий и вертикальных простенков. Вынесенные углы делают массивные здания более легким, что читается даже с расстояния. Избежать монотонности помогают также разные способы кладки. Горизонтали поддержаны ложковой, а вертикали – голландской, в которой кирпичи тычкового ряда «выдвинуты» в шахматном порядке. У второй башни схема такая же, но фактурная кладка сделана по горизонтали. Кроме того, неоднородность клинкерного кирпича дает тонкое различие по цвету. Все эти приемы придают монументальному зданию индивидуальность, скульптурность и даже тепло.
Гран-при, номинация «Делить общественные пространства» 
Новый корпус Базельского художественного музея, Базель, Швейцария
Christ & Gantenbein
Kunstmuseum Basel Extension, Switzerland © Rory Gardiner
Kunstmuseum Basel Extension, Switzerland © Rory Gardiner

Новый корпус площадью 8000 кв метров открылся в апреле 2016 года. Это отдельно стоящее здание, которое соединяется с музеем подземным переходом. Фасад выполнен из серого формованного кирпича разных тонов: темный у основания, к верху он постепенно становится светлее, фомируя мягкий градиент. Жюри конкурса сравнили здание с крупнозернистой черно-белой фотографией. Кладка выполнена без единого компенсационого шва, что подчеркивает вневременность и надежность материала. В рельефные канавки встроены светодиодные светильники.
Категория «Быть как дома» 
Atlas House
Эйндховен, Нидерланды
Monadnock
Atlas House, The Netherlands © Stijn Bollaert
Atlas House, The Netherlands © Stijn Bollaert

Трехэтажный особняк с небольшим садом расположен на окраине Эйндховена, в типичном новом районе с домами светлых оттенков и кубических форм. На первый взгляд, он ничем особенным от них не отличается – те же простые линии и цвета. Однако при более близком рассмотрении обнаруживается тонкая игра объемов и материалов.

Здание поднято до максимально разрешенной высоты. Вогнутые линии плоской крыши дают впечатление, что дом «придавлен» тяжелым грузом, отсюда и название – Атлас. На этот же эффект работают горизонтали, созданные оконными проемами и стыками красного и белого кирпича. Один из авторов проекта Сандор Наус говорит: «Кирпич – очень традиционный материал, все знают, как с ним работать. Но с ним можно сделать и что-то неожиданное».
«Работать вместе»
Студия Terra Cotta, Dien Phuong, Вьетнам
Tropical Space
Terra Cotta Studio, Vietnam © Oki Hiroyuki
Terra Cotta Studio, Vietnam © Oki Hiroyuki

Студия Terra Cotta – кирпичный «кубик» у реки, который привлекает внимание необычным перфорированным фасадом. Каждая его сторона разделена на 36 частей, выложенных разными узорами. Множество отверстий позволяет естественным образом освещать, проветривать и охлаждать студию, в то же время внутреннее пространство достаточно уединенное, чтобы художники могли спокойно работать. В сезон дождей река подбирается совсем близко к зданию, поэтому законченные работы лежат на бамбуковых полках на высоте в несколько метров. Еще один плюс здания – совсем небольшие затраты на строительство.
«Строить нестандартно» 
Электростанция Värtan Bioenergy CHP , Стокгольм, Швеция
U.D. Urban Design AB,Sweden & Gottlieb Paludan Architects, Denmark
Värtan Bioenergy CHP-plant, Sweden © Robin Hayes
Värtan Bioenergy CHP-plant, Sweden © Robin Hayes

Перед архитекторами стояла задача сделать объект инфраструктуры, который стал частью городской повседневности, привлекательным. Värtan, крупнейшая в мире городская биотопливная электростанция, расположена рядом с портом Стокгольма. Чтобы оградить горожан от шума и вида производственных установок, их «заключили» в изогнутый фасад, облицованный вертикальными керамическими панелями, уложенными «гармошкой». Получилась эффектная фактура гофрированной ленты, которая «обматывает» всю электростанцию.
Специальный приз в категории «Делить общественные пространства»
Часовня Сан Бернардо, Ла Плайоса, Аргентина
Nicolás Campodonico Estudio
San Bernardo Chappel, Argentinia © Nicolás Campodónico
San Bernardo Chappel, Argentinia © Nicolás Campodónico

Часовня посвящена святому покровителю общины, для которой ее строили. На участке не было ни проточной воды, ни электричества, зато много солнца. Его архитекторы и использовали для создания особой атмосферы. С западной стороны часовни есть окошко, на котором установлены две деревянных жерди. По мере того, как двигается солнце, их тени тоже двигаются и постепенно сходятся на восточной стене в изображении креста. Жюри конкурса впечатлили также простые и красивые формы часовни, которую строили местные ремесленники из кирпича – естественного материала аргентинской пампы, в которой нет ни камней, ни деревьев – только земля.

Специальный приз в категории «Строить нестандартно» 
Старая церковь Vilanova de la Barca, Льеда, Ипания
AleaOlea architecture & landscape, Spain
Church of Vilanova de la Barca, Spain © Adrià Goula
Church of Vilanova de la Barca, Spain © Adrià Goula

Церковь XIII века в самом сердце Каталонии была сильно разрушена во время гражданской войны в 1936 году. Почти 80 лет она была заброшена, только в 2009 году руины законсервировали. Архитекторы максимально сохранили историческую бутовую кладку, а пустоты в контурах здания заполняют кирпичом, который четко устанавливает границы нового, но вполне органично соседствует со старым. Бывшая церковь будет использоваться как зал для выставок и концертов.