Триеннале в Брюгге посвящена текучести как свойству общества и среды; приглашенные художники и архитекторы выразили эту тему в форме инсталляций на городских каналах.
Триеннале современного искусства и архитектуры проводится в Брюгге во второй раз. Если в 2015 темой были урбанизация и мегаполис, то в этом году выставка проходит под девизом «Жидкий город». Кураторы, специалист по фламандским художникам XIV–XV веков Тиль-Хольгерт Бохерт и чаще обращающийся к новейшему искусству Михел Девилде, рассматривают «жидкость» как ключевое нашего времени слово. Границы привычного размываются – как в реальности, так и в сознании людей, и Брюгге с его каналами – подходящее место для размышлений на эту тему.
Источник вдохновения для кураторов – понятие «жидкой современности» социолога Зигмунта Баумана, синонимичное «поздней современности» (поздней модерности) – в противовес идее «постмодерна». Однако перемены неотделимы от сопротивления им, от тоски по прошлому, которое многим кажется предпочтительнее настоящего. Бауман описал современное воплощение этого явления в книге «Ретротопия» (2017): доверие к привычным общественным институтам, от церкви до страховых компаний, разрушается, что делает людей особенно восприимчивыми к заявлениям «паникеров». Кураторы триеннале, развивая мысль Баумана, подчеркивают, что так привлекательные «старые добрые времена» были не намного устойчивей нынешних. Брюгге пережил золотой век при герцогах Бургундских, но прекращение их династии в последней трети XV века положило внезапный конец процветанию. Сейчас ту «текучую» эпоху помнят в первую очередь благодаря братьям ван Эйк и Хансу Мемлингу, сделавшим Брюгге важным художественным центром. В рамках довольно дерзкой параллели, нашим современникам предлагается выступить в схожей роли, создав работы – «маяки, противостоящие непредсказуемому будущему, родную гавань в бурные времена».
Испанские архитекторы SelgasCano создали яркую конструкцию, напоминающую их лондонский павильон галереи Серпентайн 2015 года. Это плавучее сооружение служит местом отдыха, а в июле и августе станет также и городским бассейном – однако эта часть проекта зависит от качества воды в каналах.
Этот проект – апофеоз непотопляемости, но не из-за свойств своей конструкции. После бесславного конца MFS I, плавучей школы в трущобе Макоко, в прибрежной зоне нигерийского города Лагос, причем сразу после награждения Адейеми за этот проект на прошлой архитектурной биеннале в Венеции (там была представлена копия школы, MFS II), казалось, что мы больше не услышим об этой идее. Суть скандала – в том, что фотогеничная постройка в Макоко ни дня не использовалась как школа, не была продумана конструктивно, постепенно ветшала и в конце концов оказалась разрушена штормом. Но представлявшая проект как крайне успешный пиар-кампания принесла Адейеми всемирную славу и «Серебряного льва» венецианской биеннале, а директор неработающей школы в Макоко заработал денег, устраивая туда экскурсии для западных туристов.
Эта малопривлекательная история, прекрасный пример поверхностности многих «гуманитарных» проектов, как ни странно, не отпугнула кураторов триеннале в Брюгге. На озере Минневатер они показывают обновленную версию школы с функцией выставочного зала, мастерской и образовательного пространства; программу для нее подготовили бельгийские учебные заведения сферы дизайна и архитектуры.
Тем, кто не знает невеселую предысторию проекта, может показаться странным упор на техническую безопасность MFS III, который делают организаторы триеннале. Новая школа перепроектирована инженерами AECOM – превращена ими в полностью сборную конструкцию со сроком службы в 25 лет. Теперь она соответствует еврокодам, смонтирована командой триеннале и проверена местными инженерами, то есть разрушиться не должна.
Был правдою мой зодчий вдохновлен:
Я высшей силой, полнотой всезнанья
И первою любовью сотворен.
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне.
Инсталляцию бельгийского художника Ренато Николоди сопровождает эта цитата из «Божественной комедии», и надо вспомнить контекст, чтобы понять – речь идет об Аде. Названная в честь одной из рек загробного мира в представлениях древних греков (Данте ее тоже описал) инсталляция воплощает связь между современным обществом и мифологическим загробным миром, жизнью и смертью. Границей при этом служит вода, а сам объект – это гавань, врата между настоящим, прошлым и будущим.
Конструкция из блоков-модулей нью-йоркского скульптора Джона Пауэрса получила силуэт лебединой шеи. Это отсылка к эпизоду из истории Брюгге: в 1488 восставшие горожане обезглавили чиновника Питера Ланхалса, поддерживавшего будущего германского императора Максимилиана, которому город достался после смерти жены Марии, последней герцогини Бургундской.
По легенде, сам немецкий принц, которого заставили присутствовать при казни своего сторонника, после подавления бунта приказал жителям навсегда поселить на каналах лебедей, чьи длинные шеи должны были напоминать им о Ланхалсе (его фамилию можно перевести с фламандского как «длинная шея»). Однако конструкцию Пауэрса можно также трактовать как позвоночник или торнадо.
Архитектор Петер ван Дрише из бюро Atelier4 создал «жилую башню» в духе японского метаболизма. Его сооружение получило капсулы прямоугольной формы, предназначенные для работы и жизни. По мнению ван Дрише, такой компактный дом на воде может стать ответом как растущему уровню мирового океана, так и дефициту жилья.
Берлинское бюро raumlabor разработало для триеннале долгосрочный проект. В одной из промзон у канала с помощью местных молодежных организаций построен дом – пространство для встреч и «микропроизводства». Со временем он станет центром открытий, учебы и экспериментов, вовлечет подростков в совместную работу в качестве сообщества – в поисках решений местных социальных проблем средствами искусства и архитектуры.
Южнокорейское бюро OBBA при помощи местных архитекторов Dertien12 создало новое общественное пространство в центре Брюгге. Платформа площадью более 100 м² окружена эластичными сетками, которые служат ограждением; там же предусмотрены гамаки и диваны для отдыха над водой.
Триеннале, куда входят и другие инсталляции и выставочные проекты, продлится до 16 сентября 2018 года.