В Саду Памяти за Джардини команда , состоящая по большей части из выпускников выпускников Института «Стрелка», открыла Витруальный русский павильон. В очках виртуальной реальности показывали центральный зал русского павильона, совершенно пустой. Авторы называют это манифестом и обещают отбирать экспозиции для виртуального павильона на основе прозрачной конкурсной процедуры.
Запись, ниже расшифровка.
Архи.ру: Почему лев и единорог?
Антон Кальгаев: Лев и единорог – очень просто, потому что именно льва и единорога Алексей Щусев поместил на ворота Русского павильона в 1914 году. К сожалению, те самые резные деревянные ворота были утрачены, и большую часть XX века павильон стоял осиротевший, без льва и единорога. Потом в 2012 году их вернули, но более открытыми от этого ворота не стали. Они каждую биеннале открываются для зрителей, но для многих поколений художников, архитекторов и кураторов остаются закрытыми, потому что сама процедура отбора проектов в Русский павильон непонятна. И мы, ничего не пытаясь сделать с этой процедурой, решили сделать свой собственный Виртуальный русский павильон, проекты на который отбирать на конкурсной основе, как и принято во всем мире. Пытаясь определить свое отношение к теме биеннале этого года Freespace, мы поняли что Freespace для нас определяется через три важных слова – это «свободный», это «открытый» и это «независимый». Именно таким мы сделали Виртуальный русский павильон. «Свободный» – потому что мы не спрашивали ни у кого разрешения, делать его или не делать здесь или в другом месте. «Открытый» – потому что в будущем это будет платформой для открытых и прозрачных конкурсов на проекты в Виртуальном русском павильоне. «Независимый» – потому что у нас нет ни государственного, ни коммерческого финансирования. Это наши собственные средства, мы скинулись и сделали этот проект.
То есть к Институту «Стрелка» проект отношения не имеет?
Нет, никакого он не имеет отношения к Институту «Стрелка», за исключением того, что «Стрелка» является альма-матер практически всех участников этого проекта, шести из семи.
Вы будете его проводить только в Венеции?
Открытие – точно в Венеции. Так же как и сейчас: мы здесь его открыли, но дальше мы можем его показывать в Венеции в любом месте, да и в Москве в любом месте. Дальше этот проект живет в режиме галереи «Пальто», когда вы можете договориться, встретиться с человеком, у которого есть VR set с этим проектом, и просто его посмотреть. Это тоже неожиданный момент для архитектурной выставки, опять непосредственная коммуникация между людьми, которые сделали и которые смотрят. Важно то, что мы делаем Виртуальный русский павильон, а это значит, что мы никак не вторгаемся в пространство реального Русского павильона и никак на него, по сути дела, не претендуем. Кроме того необязательно выставлять всего один проект, можно выставлять несколько.
А точно не претендуете и не думаете, что реальный Русский павильон не сочтет это интервенцией?
Интервенция практически уже состоялась, потому что лондонские пиарщики Российского павильона, их собственные, приняли нас за них. Но мы честно и подробно говорим, что мы не официальные.
Кому принадлежит идея?
Сложно сказать. Это группа «Лев и Единорог» с непроизносимым, на самом деле, названием, потому что название пишется эмоджи. Это семь человек (Пекка Айраксин, Лиза Доррер, Карина Голубенко, Антон Кальгаев, Мария Качалова, Мария Косарева, Иван Курячий), которые в разные моменты придумали разные части всего этого проекта. Кто-то придумал айдентику, кто-то придумал делать VR-выставку, мы как-то придумали, докрутили это до целого павильона и конкурсной процедуры. Поэтому автор – инициативная группа – те самые лев и единорог, на воротах Русского павильона, которые рады раскрываться архитекторам, художникам и кураторам.
Кто сделал тот проект, который сейчас показываете в очках?
Это совместная деятельность с Еленой Вискович, Вальттери Осара и Владимиром Гончаровым, но можно сказать, что в очках проект группы «Лев и Единорог».
А как будет происходить отбор, на какой базе?
Пока сложно говорить, потому что конкурсная процедура вещь такая, что ее нужно очень подробно разрабатывать. Пока можно сказать только, что это будет прозрачная, ясная и открытая международная конкурсная процедура на проект Виртуального русского павильона.
Планируете на каждой биеннале это проводить?
Пока план только на 2020 год, но в дальнейшем возможно расширение как географии, (не обязательно делать только виртуальный Русский павильон), так и технологии, (не обязательно делать это только в виртуальной реальности), так и темы – (возможно, это будут и архитектурные выставки, и выставки искусства).