|
Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)
|
27.08.2018
|
Владимир Плоткин: «Мы хотели привести парк к реке»
|
Юлия Тарабарина
|
Объект: |
Москворецкая набережная в парке Зарядье
|
Адрес: |
Россия,
Москва.
ул.Варварка, вл.6
|
Архитектор:
|
Владимир Плоткин
|
Мастерская:
|
ТПО «Резерв»
|
Авторский коллектив:
|
Архитекторы-руководители авторского коллектива: Сергей Кузнецов, Владимир Плоткин
Архитекторы: Антон Егерев Рибейро да Сильва – рук. архитектурной мастерской – ГАП, Анастасия Иванова – ГАП, Анна Меренкова – ГАП, Павел Котляревский, Ксения Краснова, Виктория Марцун, Розалия Терзиян, Платон Карповский, Денис Чернов
Инженеры: Сергей Щербина – главный инженер, Михаил Абрамов – ГИП Павел Балашов – рук. отдела ВК, Геннадий Виноградов – руководитель отдела технологического проектирования, Маргарита Дачкина – рук. отдела ЭО, Павел Колосов – рук. отдела ОВ, Наталья Черепухина – рук. отдела СС, Дмитрий Баранов, Алексей Бородкин, Антон Вардашкин, Борис Дяченко, Андрей Елагин, Артур Касьяненко, Дмитрий Киселев, Светлана Милешина, Наталья Орлова, Татьяна Пашинцева, Галина Половникова, Жанна Пузырева, Михаил Тимофеев, Константин Шишкин
|
Небольшой разговор о замысле и воплощении.
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Парк «Зарядье» открылся в сентябре, пережил осенний краш-тест, затем зиму, а лето, уже почти прошедшее, для него первое. Один из интересных сюжетов парка – набережная Москвы-реки, где оборудован причал и работает кафе: выйдя на нее через переход, оказываешься очень близко к воде, почти вровень, кроме того это место, судя по поведению посетителей парка – камерная альтернатива парящему мосту как площадке для селфи. Там вроде бы летишь над Кремлем, а здесь почти что плывешь по воде. На мосту толпятся, сюда выходят по одному, но обязательно выходят, даже зимой.
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Сюда ведет подземный переход, унаследованный от советского времени и переоборудованный, а также две широкие лестницы с тротуаров набережной. Здесь в июле открылось кафе, хотя люди, похоже, предпочитают сидеть на скамейке, обращенной к воде и «утопленной» ступенькой почти до ее уровня, – с бутербродами. Воду отгораживает стеклянный бордюр, и так, как в Венеции повсюду, а в Риме или Лионе на нижних набережных – в Москве, похоже, нескоро будет. Ну что же, смиряемся с соображениями безопасности.
Набережная лагуны, Венеция. Фотография Архи.ру
Набережная реки Соны, Лион. Фотография Архи.ру
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2018
Между тем эта нижняя набережная – первая реализованная в Москве после долгих разговоров: идеи прогулок и «общения» с водой высказывали и отрисовывали в разных проектах многократно, а воплощений по-прежнему очень мало. Пожалуй после «Оливкового пляжа» бюро Wowhaus в парке Горького этот случай – второй, и учитывая, что здесь построен причал, – более основательный. Третьим примером стала набережная ЖК Ривер парк, которая открылась в мае.
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Набережная – часть идеи из конкурсного проекта Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», включенная в парк DS+R, трасформированная обстоятельствами, но все же сохраненная. Мы поговорили об истории ее появления с Владимиром Плоткиным.
Архи.ру: Набережная была важной частью вашего конкурсного проекта, занявшего 2 место в 2014 году?
Владимир Плоткин: Задача связать парк с рекой и водой фигурировала в техзадании конкурса. Мы предложили сделать это, заменив узкий подземный переход под проезжей частью набережной на широкий пассаж – фактически, опустить парк на уровень воды, позволить ему пространственно выйти к реке. Так, чтобы с реки через проем пассажа, который мы в проекте расширяли раз в 10-15, в разных версиях до 30-50 метров, мелькала зелень, и чтобы парк плавно спускался на уровень реки, выплескивался к воде. Мне кажется, мы получили второе место именно за эту идею, нам предложили адаптировать ее к победившему проекту, и в результате мы много занимались взаимодействием с американскими коллегами, адаптацией нашей идеи с набережной.
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Вид с моста на вход в подземный переход и музей археологии. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Выход из подземного перехода. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Почему же не удалось сделать широкого прохода?
В процессе проектирования в двух ключевых местах обнаружились очень дорогостоящие коммуникации, идущие на эту сторону реки: одна часть помешала сделать задуманные нами пандусы с тротуаров верхней набережной, их пришлось заменить лестницами с обеих сторон. А второй блок коммуникаций обнаружился ближе к переходу и не позволил его существенно расширить.
Вижу, проект, хоть и маленький, а сложно развивался.
Не то слово! Множество раз приходилось все переделывать, то под требования, то под обстоятельства. Проект проезжей части и тот несколько раз меняли, были идеи сделать в сторону Котельников две полосы, а не три, перенести ближе к парку, сузить… В результате только приподняли немного, что позволило совсем чуть-чуть, сантиметров на 30, повысить потолок в кафе, обращенных к нижней набережной – в процессе проектирования удалось встроить эти кафе в склон.
А корабли швартоваться будут?
Мы оборудовали полноценный причал, пришвартовываться можно. Но в этом месте фарватер Москвы-реки самый узкий, поэтому пока неизвестно, будут ли здесь останавливаться регулярно речные трамваи, или только время от времени какие-то другие суда.
Идея археологического музея тоже принадлежала вам?
Не совсем так. В конкурсном проекте мы предположили, что в начале перехода обнаружатся остатки Китайгородской стены – это несложно, ее ведь только разобрали, а не выкопали, здесь не требовалось какой-то особенной интуиции. У нас в проекте планировалось только экспонирование остатков стены: отверстие сверху, откуда можно было бы смотреть, осмотр в уровне перехода… Как у метро «Китай-город», только более развернуто, конечно. Эта идея получила развитие и превратилась в существующий музей.
|
|