Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.08.2018

Владимир Плоткин: «Мы хотели привести парк к реке»

Юлия Тарабарина
Объект:
Москворецкая набережная в парке Зарядье
Адрес:
Россия, Москва. ул.Варварка, вл.6
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Авторский коллектив:
Архитекторы-руководители авторского коллектива: Сергей Кузнецов, Владимир Плоткин
Архитекторы: Антон Егерев Рибейро да Сильва – рук. архитектурной мастерской – ГАП, Анастасия Иванова – ГАП, Анна Меренкова – ГАП, Павел Котляревский, Ксения Краснова, Виктория Марцун, Розалия Терзиян, Платон Карповский, Денис Чернов
Инженеры: Сергей Щербина – главный инженер, Михаил Абрамов – ГИП Павел Балашов – рук. отдела ВК, Геннадий Виноградов – руководитель отдела технологического проектирования, Маргарита Дачкина – рук. отдела ЭО, Павел Колосов – рук. отдела ОВ, Наталья Черепухина – рук. отдела СС, Дмитрий Баранов, Алексей Бородкин, Антон Вардашкин, Борис Дяченко, Андрей Елагин, Артур Касьяненко, Дмитрий Киселев, Светлана Милешина, Наталья Орлова, Татьяна Пашинцева, Галина Половникова, Жанна Пузырева, Михаил Тимофеев, Константин Шишкин

Небольшой разговор о замысле и воплощении.

Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018

Парк «Зарядье» открылся в сентябре, пережил осенний краш-тест, затем зиму, а лето, уже почти прошедшее, для него первое. Один из интересных сюжетов парка – набережная Москвы-реки, где оборудован причал и работает кафе: выйдя на нее через переход, оказываешься очень близко к воде, почти вровень, кроме того это место, судя по поведению посетителей парка – камерная альтернатива парящему мосту как площадке для селфи. Там вроде бы летишь над Кремлем, а здесь почти что плывешь по воде. На мосту толпятся, сюда выходят по одному, но обязательно выходят, даже зимой.
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018

Сюда ведет подземный переход, унаследованный от советского времени и переоборудованный, а также две широкие лестницы с тротуаров набережной. Здесь в июле открылось кафе, хотя люди, похоже, предпочитают сидеть на скамейке, обращенной к воде и «утопленной» ступенькой почти до ее уровня, – с бутербродами. Воду отгораживает стеклянный бордюр, и так, как в Венеции повсюду, а в Риме или Лионе на нижних набережных – в Москве, похоже, нескоро будет. Ну что же, смиряемся с соображениями безопасности.
Набережная лагуны, Венеция. Фотография Архи.ру
Набережная лагуны, Венеция. Фотография Архи.ру
Набережная реки Соны, Лион. Фотография Архи.ру
Набережная реки Соны, Лион. Фотография Архи.ру
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 06.2018

Между тем эта нижняя набережная – первая реализованная в Москве после долгих разговоров: идеи прогулок и «общения» с водой высказывали и отрисовывали в разных проектах многократно, а воплощений по-прежнему очень мало. Пожалуй после «Оливкового пляжа» бюро Wowhaus в парке Горького этот случай – второй, и учитывая, что здесь построен причал, – более основательный. Третьим примером стала набережная ЖК Ривер парк, которая открылась в мае.
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018

Набережная – часть идеи из конкурсного проекта Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», включенная в парк DS+R, трасформированная обстоятельствами, но все же сохраненная. Мы поговорили об истории ее появления с Владимиром Плоткиным.

Архи.ру:
Набережная была важной частью вашего конкурсного проекта, занявшего 2 место в 2014 году?

Владимир Плоткин: 
Задача связать парк с рекой и водой фигурировала в техзадании конкурса. Мы предложили сделать это, заменив узкий подземный переход под проезжей частью набережной на широкий пассаж – фактически, опустить парк на уровень воды, позволить ему пространственно выйти к реке. Так, чтобы с реки через проем пассажа, который мы в проекте расширяли раз в 10-15, в разных версиях до 30-50 метров, мелькала зелень, и чтобы парк плавно спускался на уровень реки, выплескивался к воде. Мне кажется, мы получили второе место именно за эту идею, нам предложили адаптировать ее к победившему проекту, и в результате мы много занимались взаимодействием с американскими коллегами, адаптацией нашей идеи с набережной.
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Вид с моста на вход в подземный переход и музей археологии. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Вид с моста на вход в подземный переход и музей археологии. Парк Зарядье. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 09.2017
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Выход из подземного перехода. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018
Москворецкая набережная в парке Зарядье. Выход из подземного перехода. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру, 08.2018

Почему же не удалось сделать широкого прохода?

В процессе проектирования в двух ключевых местах обнаружились очень дорогостоящие коммуникации, идущие на эту сторону реки: одна часть помешала сделать задуманные нами пандусы с тротуаров верхней набережной, их пришлось заменить лестницами с обеих сторон. А второй блок коммуникаций обнаружился ближе к переходу и не позволил его существенно расширить.

Вижу, проект, хоть и маленький, а сложно развивался.

Не то слово! Множество раз приходилось все переделывать, то под требования, то под обстоятельства. Проект проезжей части и тот несколько раз меняли, были идеи сделать в сторону Котельников две полосы, а не три, перенести ближе к парку, сузить… В результате только приподняли немного, что позволило совсем чуть-чуть, сантиметров на 30, повысить потолок в кафе, обращенных к нижней набережной ­– в процессе проектирования удалось встроить эти кафе в склон.

А корабли швартоваться будут?

Мы оборудовали полноценный причал, пришвартовываться можно. Но в этом месте фарватер Москвы-реки самый узкий, поэтому пока неизвестно, будут ли здесь останавливаться регулярно речные трамваи, или только время от времени какие-то другие суда.

Идея археологического музея тоже принадлежала вам?

Не совсем так. В конкурсном проекте мы предположили, что в начале перехода обнаружатся остатки Китайгородской стены – это несложно, ее ведь только разобрали, а не выкопали, здесь не требовалось какой-то особенной интуиции. У нас в проекте планировалось только экспонирование остатков стены: отверстие сверху, откуда можно было бы смотреть, осмотр в уровне перехода… Как у метро «Китай-город», только более развернуто, конечно. Эта идея получила развитие и превратилась в существующий музей.
беседовала: Юлия Тарабарина