Под Павелецкой площадью будет построен трехуровневый подземный торговый центр, а ее саму планируется благоустроить. Архсовет одобрил проект, представленный «Моспроектом-2».
Исторически Павелецкая площадь была «замкнутой» и «камерной», отделенной от Садового кольца кварталом. Позже, в конце XIX в., там был построен вокзал, а все пространство перед ним получило выход к Садовому кольцу. Долгое время на площади располагался Зацепский рынок. Сегодня Павелецкая площадь занимает порядка 3,5 га, но почти вся ее территория огорожена забором, за которым с 2010 находится брошенный котлован недостроенного ТРЦ.
Институт «Моспроект-2» во главе с Михаилом Посохиным предложил возвести на месте котлована многофункциональный торговый центр, уходящий под землю на 15 м. Внутри предусматривается три уровня. На самом нижнем будет организован паркинг на 500 машиномест, выше расположатся магазины, кинотеатр и зона фудкорта, освещенная вторым светом. Благодаря атриуму, пробивающему объем комплекса по всей высоте, естественный свет будет проникать на все этажи комплекса.
На поверхность земли предполагается вывести три павильона с функцией входных групп. Помимо этого, ближе к Садовому кольцу будут расположены стеклянные кубы эвакуационных лестниц.
Проект благоустройства площади разработан компанией Buromoscow. Юлия Бурдова и Ольга Алексакова рассказали членам совета, что их задачей было сохранение исторических следов на площади, сегодня имеющей очень важное значение для города. Внимательно изучив окружение и потоки пешеходов, следующих от выходов из метро и вокзала, архитекторы предложили разделить все пространство на две функциональных зоны: транзитная часть вдоль вокзала и общественное пространство на собственно площади.
Территория перед входами в Павелецкий вокзал оставлена практически свободной, чтобы не мешать движению пешеходов. На площади, напротив, возникают новые типы активности. В левой части, там, где располагался Зацепский рынок, организовано оживленное городское пространство с уличными кафе, деревянным подиумом для проведения мероприятий и отдыха горожан, удобной остановкой общественного транспорта. Всю левую часть фланкируют цветущие кустарники.
Справа, со стороны Кожевнической улицы, помещены павильоны подземного торгового центра. Их проектировщики оформляют пандусом с уклоном 5%, на который можно подняться и посмотреть на реку. Таким образом в этой части обеспечивается дополнительная активность посетителей. В центре площади организован небольшой сквер, где прямыми рядами в направлении от вокзала к Садовому кольцу будут высажены невысокие деревья и газон. Озеленение будет приподнято на 70 см над уровнем мощения. Там же появятся скамейки и зоны отдыха. Изображения к проекту благоустройства можно посмотреть здесь.
Проект у членов совета вызвал ряд возражений. Николаю Шумакову не понравилась пешеходная и транспортная составляющие: связь с вокзалом прервана автодорогой и трамвайными путями, от метро к новому торговому центру и площади ведет всего одна лестница, эвакуационные выходы расположены весьма неудобно – к ним нельзя подойти, а сквер настойчиво предлагает выйти на загруженное автомобилями Садовое кольцо. Также Шумакова смутило отсутствие в проекте дополнительного выхода из метро, расположенного непосредственно на площади. Авторы объяснили, что это недоработка связана с отсутствием у них доступа к проектной документации метрополитена, но при этом уверили, что на следующей стадии работы вестибюль обязательно будет включен в проект, а на благоустройство площади это никак не повлияет.
Александр Цимайло обратил внимание на расположение зоны загрузки комплекса непосредственно на площади перед главным фасадом вокзала, что выглядит довольно странно. Во время эксплуатации эти зоны будут, скорее всего, огорожены, что дополнительно перекроет фасад здания, считает Цимайло. По его мнению, хозяйственные въезды надо убрать или хотя бы раздвинуть в стороны.
Юрий Григорян отметил, что Павелецкая площадь – одна из самых важных площадей города, поэтому подходить к ее благоустройству стоит очень внимательно. Григоряна смутило решение поднять озеленение над землей, из-за чего теряется ощущение парковой территории, кустарник и газон выглядят как временная мера, а все пространство – как крыша торгового центра. Авторам проекта он посоветовал убедить заказчика понизить отметку до уровня земли, углубив сам торговый центр.
Михаил Посохин объяснил коллеге, что в своем проекте архитекторы старались сохранить в качестве доминанты вокзал, поэтому все пространство перед ним решили максимально просто. Кроме того, рельеф на площади поднимается справа налево, поэтому при высадки деревьев в грунт придется формировать террасы. Сергей Кузнецов также высказался за идею приподнять деревья над землей, поскольку агрессивная среда и реагенты очень вредят озеленению в городе. Юрий Григорян объяснил, что рельеф не может являться препятствием для качественного благоустройства. Центральный вход в вокзал на 1,8 м выше уровня земли, что позволяет создать новую «скульптуру» рельефа. При имеющемся перепаде более 2 метров этих изменений не будет видно, уверен Григорян.
Сергей Чобан предложил поддержать проект, но посоветовал обратить внимание на качество деталей – таких, как, например, минимальное расстояние между пандусом входной группы в торговый центр и соседним павильоном или ритм стеклянных объемов эвакуационных лестниц, который не соотносится с фасадом вокзала. Самым правильным, по мнению Чобана, было бы вовсе их убрать. Но если это невозможно, то хотя бы постараться учесть композицию здания.
Евгений Асс заметил, что проекты торгового центра и благоустройства площади плохо связаны между собой, даже план минус-первого этажа не соотносится с наземными вестибюлями. Также Ассу показалось странным, что в торговый центр нельзя попасть непосредственно из метро и вокзала под землей. По его мнению, это заметно снизит поток посетителей. В целом же Евгению Ассу понравилась эстетика проекта, но качество и статус места в нем, по мнению Асса, до конца не проявлен.
Несмотря на ряд замечаний, Сергей Кузнецов предложил проект поддержать с условием доработки всех деталей. Он напомнил, что уже около десяти лет на площади существует заброшенный котлован, и сейчас очень важно дать проекту, предполагающему качественное благоустройство площади, ход, не испугав инвестора огромным количеством ограничений.