Модернизация ТЦ «Пятая Авеню» по проекту Blank Architects включает ребрендинг, расширение набора функций и сервисов, также как и новый фасад, на котором, в верхнем этаже, отразится наличие рынка внутри.
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню» © Blank Architects
Участок между улицами маршалов Бирюзова и Рыбалко всегда был тесно связан с торговлей. В разное время здесь существовали рынки, торговые ряды и палатки, а в советское время площадку занимал панельный торговый дом, снесенный в начале 2000-х. На его месте в 2003-2004 ABD architects построили здание ТЦ «Пятая авеню» – со скругленными углами, красно-черным интерьером и атриумом, смело перекрещенные эскалаторы которого позволяют попасть с одной стороны торговой галереи на противоположную.
За годы эксплуатации и интерьер, и, в особенности, фасад, большей частью закрытый пестрыми рекламными баннерами, утратили свежесть и потребовали обновления – надо сказать, явление это нормальное, маркетологи советуют обновлять торговые центры едва ли не каждые пять лет. Заказчик обратился к Blank Architects с просьбой не только изменить внешний вид постройки, но и предложить идею ребрендинга: придумать новое название, логотип и полностью изменить имидж. Так ТЦ «Пятая Авеню» превратился в «Новамолл».
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню» © Blank Architects
Окружение ТЦ – как принято говорить, пестрое, но довольно приятное. Парк, сквер, пара жилых башен, пятиэтажки... Основной маршрут пешеходов проходит вдоль улицы Маршала Бирюзова к станции метро «Октябрьское поле». Впрочем, запросы жителей района растут – он давно нуждается в новых формах общественных пространств, так что, реконструируя ТЦ, Blank Architects решили превратить его в нечто большее: главной идеей проекта стала многофункциональность, разнообразие сервисов, ориентация на различные группы пользователей, благодаря чему из «просто» ТЦ он должен превратиться в своего рода комьюнити-центр.
Бетонный каркас существующего здания авторы решили сохранить. «Мы постарались подчеркнуть достоинства здания и скрыть минусы, создав приятный для человека образ, свободный от навязчивой рекламы и максимально открытый. – рассказывает партнер Blank Architects Лукаш Качмарчик. – Исходная компактная форма со скругленными углами хорошо работает в створе улицы, смягчая восприятие объема как при движении пешком, так и из окна автомобиля». Решено сохранить и атриум с паутиной эскалаторов, прорезающей насквозь все три этажа.
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню» © Blank Architects
На первом этаже решено было сохранить большинство действующих магазинов, включая крупный супермаркет, детское кафе и общественную зону в атриуме. Но в проекте появилось много дополнительных сервисов: ателье, химчистка, банк и даже отделение почты. Со стороны улицы будет работать кофейня с автономным входом – утром она должна открываться раньше, чем весь торговый комплекс, позволяя пешеходам, идущим к метро, позавтракать перед работой или купить кофе с собой.
На втором этаже большое внимание уделено детской зоне, включающей специализированные магазины, тематические игровые площадки и развивающий центр.
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню». Дизайн освещения © Blank Architects
Одно из главных нововведений – продуктовый рынок на третьем, верхнем этаже, актуальная современная затея. Еду, согласно замыслу, там можно будет не только купить, но и попросить приготовить и съесть затем на месте – так что рынок, расположенный рядом с кинотеатром, еще и заменяет собой стандартный фудкорт, но с акцентом на индивидуальности, свежей и здоровой пище.
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню». Интерьер атриума © Blank Architects
Снаружи практически весь третий этаж остеклен, что позволяет наполнить его естественным светом, создав ощущение традиционной рыночной площади под открытым небом. Та же ассоциация перенесена на фасад, где из навесных панелей в уровне третьего этажа воспроизведен силуэт скатных крыш и навесов над торговыми рядами.
«Мы хотели изобразить силуэт рыночной площади прямо на фасаде, – говорит Лукаш Качмарчик, – чтобы здание вызывало интерес и сразу давало намек на наличие рынка». Панели проходят сквозь плоскость остекления, формируя зигзагообразных козырек воображаемых скатных крыш не только снаружи, но и внутри. В первых вариантах проекта под навесом планировалась открытая терраса, которую в теплое время можно было бы использовать для кафетерия. В конечном счете, однако, навес решено было оставить декоративным.
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню». Интерьер © Blank Architects
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню». Интерьер © Blank Architects
Основную часть фасада планируется облицевать белой ПВЛ-сеткой с рифленой поверхностью, материалом эффектным и современным, изменчиво реагирующим на погоду; в России его пока редко используют. Сетка призвана защитить интерьер от солнечных лучей, но не от дневного света, она должна быть воздушной и эфемерной, и в то же время обволакивать здание ради цельности образа. Авторы считают сетку хорошим фоном и создают многослойный рисунок стен, играя с прозрачными и глухими плоскостями.
Сдержанный образ разбавлен натуральным деревом, которое планируется использовать в отделке первого этажа. Деревянные элементы обрамляют витрины и входы в торговый центр, откуда плавно переходят в интерьер.
Главные герои проекта – люди, будущие посетители, – говорят архитекторы. Акцент сделан на комфорте, функциональности и доступности. Предусмотрена комната матери и ребенка с возможностью приготовить еду и отдохнуть, места для общения, зоны ожидания, укомплектованные свежей прессой, детские площадки, безопасные и в то же время интересные для разных возрастных групп.
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню» © Blank Architects
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню». Интерьер детской зоны © Blank Architects
Внутри преобладают светлые оттенки и натуральные материалы: камень и дерево, оживленные зеленью и яркой мебелью. Атриум, который был красно-черным, становится белым, отражая-приумножая свет зенитного фонаря. Черные эскалаторы тоже станут белыми. Детские игровые зоны задумано подчинить тематике Angry birds, используя экологичные и утилизируемые материалы, рассчитанные на частую смену с обновлением персонажей.
Важная часть проекта – дизайн освещения. Его Blank Architects выполнили совместно с копенгагенской компанией. Помимо работы с естественным светом продумано искусственное освещение с локальной мягкой подсветкой зон отдыха и столиков кафе, но ярким световым оформлением витрин магазинов. Посетители не должны уставать от навязчивого яркого света, столь свойственного торговым центрам.
Реконструкция торгового центра «Пятая Авеню» © Blank Architects
Также требовалось оживить пространство вокруг торгового центра – прежде всего, акцентировать входы. «Новамолл» располагается выше уровня тротуара и проезжей части из-за заметного перепада рельефа – около 2 м, и рельеф в проекте активно обыгран. Входы выделены сплошным остеклением, к ним ведут широкие лестницы и пандусы. Перед главным фасадом возникают два уровня движения: первый – вдоль автодороги, второй, более комфортный – ближе к торговому центру под широким навесом, защищающим от дождя. Первый этаж комплекса должен быть активным и открытым к улице входами части магазинов; летом под навесом могут разместиться столики кафе.
На склоне, спускающемся к дороге, появятся клумбы, газон, уличная мебель и фонари сформируют небольшие зоны отдыха на пути в сторону метро.
Смешение функций и большое внимание к формированию общественных пространств как в самом здании, так и за его пределами – позитивный тренд последних лет, который постепенно выходит за пределы московского центра и приближается к окраинам. Если в начале 2000-х торговый центр был замкнут в себе, то сегодня он делает несвойственную для себя попытку открыться городу, обогащая среду и возвращаясь, как в данном примере, к почти утраченной в мегаполисе традиции совершать покупки на рынке, болтая с продавцом.
Прошедшим летом Blank architects сделали не один проект модернизации московских ТЦ, помимо описанного – еще три: два Золотых Вавилона, в Отрадном и Ясеневе, и Гудзон на Каширском шоссе – будут обновлены по их проектам. Возможно, все они станут проводниками новых тенденций развития типологии торговых центров города – все равно ведь его общественная жизнь пока что сосредоточена именно в них.
|