Россия,Тверь.Никулинское сельское поселение, деревня Палкино
Мастерская:
PANACOM
Авторский коллектив:
Архитекторы: А. Леонович, К. Маркус, М. Саксон, Д. Ханджи
Конкурсная концепция Арсения Леоновича для деревни Палкино на границе Твери сочетает комфортный масштаб, заданный ПЗЗ, с детальной проработкой функций и специфики городских пространств жилого комплекса.
К юго-западу от железной дороги из Петербурга в Москву Тверь состоит из частного сектора, перемежающегося микрорайонами. Иногда к границе деревни пристраивается микрорайон с таким же названием – так произошло с деревней Мамулино, расположенной в черте города – ее второй половиной стало три квартала нестарых пятиэтажек. Среда контрастная: то дробная, деревенская, то промышленная, а чуть восточнее строится Мамулино-2 – массив 17-этажек в полях. Место равнинное и застроено не целиком; сетчатая ортогональная структура, которой полностью подчинена городская застройка и императорской, и советской Твери, на границе города исчезает, уступая место нерегулярной деревенской. Но Тверь остается Тверью – совсем недалеко, за речкой Тьмакой, восстанавливается Жёлтиков монастырь.
Деревня Палкино расположена вне границы Твери, но примыкает к ней. За ней числится треугольная территория, южную гипотенузу которой образует улица масштабных частных коттеджей. Прилегающий к городу северный угол деревни – совершенно пуст и запланирован к застройке; земля здесь разделена между тремя владельцами, одному из них – ООО «Никулино», принадлежит 9,9 га в западной части. В 2016 компания провела конкурс на концепцию застройки этого участка; в нем с двумя вариантами поучаствовало бюро ПАНАКОМ Арсения Леоновича. Впоследствии этот проект, названный авторами «Сны города», был показан на «Золотом сечении» 2017, где получил почетный диплом.
Итак, треугольный участок площадью почти 10 га гипотенузой примыкает к границе Твери – ее здесь образует шоссе без названия, оно же проектируемая магистраль, за ним свалка (надо думать, после того, как район будет застроен, ее уберут), дальше луга – до речки Тьмаки. ПЗЗ разделили территорию будущего комплекса на две части: ближе к деревне, вдоль южной границы ЖК разрешена застройка высотой до четырех этажей; в основной, северной половине треугольника – от четырех до девяти. В обоих вариантах проекта архитекторы, разумеется, строго придерживаются этих ограничений; нормативная граница этажности стала одной из главных улиц.
В обоих вариантах архитекторы ПАНАКОМ предлагают развитую структуру общественных пространств, кафе, магазины и прочие функции в первых этажах, свободный от машин двор на кровле обвалованной полподземной парковки, заглубленной на 0,5 м в землю, и площадь – центр городка, поскольку получившийся ЖК воспринимается именно как городок, не слишком высокий, не больше 28 м в самых верхних точках.
Планировка первого варианта строже, двускатные кровли актуального «обволакивающего» профиля придают ему ретроспективную ностальгическую ноту. Градостроительную идею этого варианта архитекторы определяют как «взаимодействие регулярного и живописного». Малоэтажная часть выстроена строчками таунхаусов вдоль изогнутой южной границы, с отступом от дороги-разделителя нормативной высотности, перед домиками – общественный бульвар с велосипедными дорожками. В строчках чередуются полоса «основы» двухэтажной высоты и поперечные четырехэтажные объемы со скатными кровлями, формирующие романтически-городской щипцовый силуэт.
Напротив, вдоль границы северной части, выстроены похожие домики – они формируют широкую улицу малого масштаба по сторонам бульвара и создают плавный переход между частями комплекса. Бульвар становится ядром невысокого города. При въезде с магистрали, слева в начале бульвара – здание спорткомплекса.
Дома северной части выстроены ортогонально вокруг полузамкнутых дворов; здесь тоже чередуются плоские и скатные кровли, но плоских больше. Высотность в среднем колеблется от 5 до 7 этажей, всего в одном здании этажей 9. В южном углу расположился детский сад, левее – общественная, я бы сказала – городская площадь, с кафе и магазинами. Она открыта для машин – для загрузки ритейла и даже для заезда жителей в парковку, но движение жестко ограничено. Вымостка автомобильного проезда – такая же, как у всей площади, но она немного заглублена и отделена треугольным бордюром. В двух других межквартальных пространствах располагаются скверы – точечные продолжения бульвара. Таким образом рекреации строго поделены на частные внутренние дворы, куда жильцы попадают из вторых этажей, и общественные – три зеленых зоны и площадь.
Второй вариант архитекторы характеризуют как полностью ориентированный на общественное пространство «средневековой» городской площади, а отсутствие гипподамовой сетки и вольное расположение блоков – как иллюстрацию «стохастичности, случайности городского формообразования, характерного для естественно развивающегося города». Кровли в этом варианте, однако, все плоские; кварталы замкнуты сильнее и тяготеют к пятиугольным контурам «знака качества».
Спорткомплекс на въезде во втором варианте уступает место ТРЦ, куда, впрочем, авторы включили множество функций; фитнес распределяется по первым этажам домов. Общественная площадь занимает больше места и соединяется широким перешейком в площадью ТРЦ. Общественные зеленые пространства теряют устремленную собранность бульвара и превращаются в зелень между домами, впрочем, довольно обильную. Фасады, как и в первом варианте, сочетают пиксельную раскладку длинных штрихов «Петровского» кирпича со штукатурной белизной и сдержанным цветом.
Напомним, что комфортный масштаб этого проекта был задан ПЗЗ. Но масштаб может быть решен по-разному, хороший пример – просто пятиэтажки соседнего Мамулино. Арсению Леоновичу удалось превратить заданный масштаб в детализированное, многоплановое, но ясно структурированное, градуированное городское пространство с – что немаловажно – собственным локальным центром. Такой проект – зародыш комфортного города. Интересно, сколько еще таких «зародышей» надо разбросать по конкурсным предложением, чтобы комфортный город – как явление – начал расти.