Авторы корп. 7-8: Д.Лоренц, Н.Сидорова, К.Ходнев, И.Каширин, E.Каширина, Е.Панкевич, Е.Филатова, Е.Сереброва
Авторы корп. 9-10: Д.Лоренц, Н.Сидорова, К.Ходнев, И.Каширин
Архитекторы ДНК аг подошли к работе с застройкой комфорт-класса как к сверхзадаче. Им удалось разорвать шаблон «недорогое жилье равно типовое», оставаясь в рамках бюджета. Индивидуальный и профессиональный подход к массовому строительству позволил архитекторам создать комфортное, дружелюбное городское пространство.
ЖК «Северный» строится на территории, относящейся к Москве, но расположен уже за МКАДом, если ехать в сторону области – то по правую руку от Дмитровского шоссе. Окружение здесь, как и полагается ближайшему заМКАДью, пестрое и почти совершенно новое, но как ни удивительно, местами гармоничное. Опять же если смотреть на север, то по левую руку останутся мега-ящики ТРЦ и многоэтажные типовые панельные дома, справа же преобладают 3-этажные таунхаусы ЖК «Северная слобода» и даже индивидуальные дома коттеджного поселка, окружающие сохранившийся фрагмент парка усадьбы Архангельское-Тюриково, чья охранная зона и определила невысокий масштаб строительства
*(…«недавно при рытье котлована под очередной дом строители нашли в земле мраморную статую греческой богини»).
Строительство здесь ведется на двух отдельных участках: к западу и к югу от нынешнего Хлебникового, или «Северного», лесопарка. Про западный фрагмент мы ничего не знаем, а архитекторы ДНК аг работают с южной территорией, вытянутой между бульваром Ландау и лесопарком – двумя очередями: первую, которая уже построена, составляют кварталы 7 и 8, расположенные западнее, вторую – соседний с восточной стороны квартал с рабочим названием 9.10. Кварталы 7 и 8 построены, строительство квартала 9.10 начинается.
ДНК аг пригласили к работе тогда, когда все объемные параметры и даже планировки квартир для кварталов 7.8. были определены – фактически, для того, чтобы, как это в наше время нередко случается, «нарисовать фасады». Архитекторам понравилось окружение и заданный масштаб – дома предполагалось строить высотой в среднем 8 этажей, комфортного городского масштаба. Однако архитекторы расширили рамки поставленной задачи настолько, насколько это было возможно.
Из условного «нарисовать фасады» задача превратилась в полноценную архитектурную работу с переработкой планировок и созданием индивидуального образа несмотря на все ограничения, в т.ч. по бюджету: поработать с пластикой стен таким образом, чтобы внешний вид объемов стал основой для комфортной городской среды вокруг бульвара, где с одной стороны – три этажа, с другой восемь. Раздробить поверхность так, чтобы глазу было на чем задержаться. Продумать различие двух корпусов-кварталов, но так, чтобы их родственное сходство тоже было очевидным. И самое главное – применить в жанре комфорт-класса решения по-настоящему архитектурные, выведя внешний вид домов (а также отчасти и их планировки) из круга уныния типового однообразия. «Дело не в визуальном повышении класса, вернее, не только в нем, – говорят архитекторы. Мы хотели понять, в том числе и для себя, как чисто архитектурными, планировочными, но прежде всего пластическими средствами, будучи очень жестко ограничены и утвержденным объемом, и бюджетом, можно создать достойную архитектуру и среду, не похожую на то, что у нас стало принято связывать с комфорт-классом».
Итак, 8-9-этажные скобки кварталов вытянуты вдоль бульвара, а их «ноги» со стороны дворов завершаются 14-этажными башнями. В «обычном комфорт-классе здесь были бы глухие торцы, даже если дом не типовой и не панельный, а с монолитным каркасом, как в нашем случае, – рассказывает Константин Ходнев. – Это стереотип, глухой торец не нужен – у нас нет глухих торцов. Некоторые квартиры получили окна в ванных комнатах – что тоже положительно сказалось на разнообразии планировок». Квартиры – небольшие, но достаточно разнообразные: от студий до трех комнат. Архитекторы добавили ряд усовершенствований, таких, как упомянутые окна в ванных или, скажем, на некоторые комнаты здесь приходится по два окна – и предложение оказалось успешным, квартиры продавались быстро, кварталы 7 и 8 построили быстрее, чем планировали.
Вторя башням, плоскости 7-8-этажных фасадов чередуют крупные пластины ризалитов с уступами, намекая на улицу, составленную из разных домов. Здесь, однако, нет популярной копии дробного города из разных фасадов-секций: внизу выступающие пластины срастаются в общий стилобат, образуя уличный фронт с витринами кафе/магазинов.
Фасады облицованы фиброцементными панелями, что входило в условия-ограничения. Для кварталов 7.8 архитекторы ДНК выбрали респектабельную «теплую» бело-коричневую гамму: панели терракотового цвета напоминают керамические, а белый цвет универсален. Получилось две основные материи: белые фасады в крупном ритме скорее горизонтальны, на фасадах первых этажей – покрыты рельефными зигзагообразными вертикалями. Терракотовые фасады – наоборот: в крупном масштабе тяготеют к вертикали и объединяют по два этажа, в мелком покрыты панелями, нарезанными горизонтально и напоминающими рустовку. Корпуса инверсивны: в одном белая материя выступает вперед, в другом – наоборот, образует фон, что подчеркивает их парность, связь между ними.
Все дворовые фасады домов – плоские, белые и без выступающих пластин, это – материя внутренняя; белый цвет позволяет визуально немного расширить полузамкнутое пространство; к тому же дворы обращены на север, и каждая пойманная белым фоном крошка дневного света им полезна.
Стремясь преодолеть стереотип стеклянных «градусников» лоджий, характерный для домов комфорт-класса, ДНК аг углубили лоджии, сделав их снаружи похожими на французские окна. Лишь редкие и одиночные эркеры выступают вперед, не выстраиваясь с вертикали; они отмечены яркими или, наоборот, «деревянными» вставками.
Другой визуальный стереотип – следствие нормативов: полагается, чтобы расстояние между окнами было не меньше 1,2 метра. Для того, чтобы сделать так называемые «французские окна» в пол, необходимо не только спрятать с том же полу обогреватели, что довольно дорого, но и разработать специальное СТУ – что тоже предполагает расходы, несовместимые с условиями комфорт-класса. Поэтому, не имея возможности сделать французские окна по-настоящему, архитекторы изобразили их снаружи с помощью утопленных металлических полос темно-серого цвета и ящиков для кондиционеров.
«Пластика развита и в крупном, и в мелком масштабе, особенно если смотреть под углом вдоль улицы – и ризалиты, и решетки для кондиционеров – все вместе формирует довольно-таки мощный ритм. Нам удалось избежать нерасчлененной плоскости, которая создает ощущение «картонки», – продолжает Даниил Лоренц. – Человек чувствует, что у дома, в котором он живет, есть объем, материальность».
Действительно, типовуха – она, надо думать, в головах. Социальное (или просто не слишком дорогое, как в данном случае – проект вполне коммерческий) жилье с уникальными изящными архитектурными решениями, которым мы восхищаемся в европейских странах, на самом деле, вполне доступно и зависит от решимости архитекторов добросовестно работать в этом не слишком дорогом сегменте. «Надо признать, сейчас начинают появляться такие проекты, но когда мы начинали работать с «Северным», их почти не было», – объясняют ДНК аг.
Здесь же помимо индивидуально детализированной архитектуры, намеренно нацеленной на то, чтобы избежать стандартизированных решений и даже визуально «подтянуть» класс жилья, сложились по-своему редкие условия и как следствие уникальное пространство. Наталья Сидорова называет его отчасти городским, отчасти загородным. И сравнивает с европейскими городами, где малый масштаб отдельных домов может соседствовать с таунхаусами и «многоэтажными домами, но не слишком большими, комфортного масштаба». Действительно, широкий бульвар – который, может быть, благоустроят – разделяет трехэтажные дома, а местами и двухэтажные коттеджи и восьмиэтажный фронт с магазинами в первых этажах. Архитекторы сравнивают получившуюся атмосферу с поселком «Сокол» и его окружением – что действительно для Москвы редкостно, это вам не 25-этажные муравейники в полях. Пример во многих отношениях показательный. О таком городском масштабе сейчас говорят многие эксперты в связи с проектами реновации: нам бы шесть–восемь этажей базовой застройки с редкими акцентами башен. Говорят-то говорят, а архитекторы ДНК аг уже построили один такой пример. Не то чтобы он был совсем одинок, но он из немногих. Рядом начато строительство квартала 9.10, в целом основанного на тех же принципах, но с чуть более холодной и контрастной черно-белой гаммой с зелеными акцентами.