До 23 июня в галерее PAPER на Красном Октябре проходит выставка «ВЫСОКО», представляющая графические работы московского архитектора Алексея Ильина.
Алексей Ильин. Фотография © Василий Буланов
– Алексей, расскажите, как возникла идея выставки? И почему у нее такое необычное название?
Алексей Ильин: Название было придумано мной – я искал слово, которое могло бы емко и при этом не слишком «в лоб» обобщить сюжеты, которые больше всего интересуют и привлекают меня. А саму идею выставить работы мне предложил мой друг Михаил Сенаторов, который руководит галереей PAPER. Это пространство регулярно используется для проведения всевозможных презентаций и краткосрочных выставочных проектов, и в какой-то момент Михаил спросил, почему бы не стать героем их следующего проекта. Так все и началось. В процессе, конечно, оказалось, что подготовить выставку – это отнюдь не самая простая задача, но в итоге все получилось: работы были отобраны и обрамлены, каждой из них найдено правильное место в галерее, подготовлен и выпущен каталог.
– Можно ли чуть подробнее о сюжетах, которые Вас привлекают? Как давно Вы рисуете?
Алексей Ильин: Рисую я, кажется, столько, сколько помню себя. Я закончил художественную школу и до поступления в МАРХИ рисовал очень активно. Позже, когда началась интенсивная работа, рисование на какое-то время отступило на задний план, однако я никогда не бросал это занятие до конца. И в какой-то момент пришло понимание, что этот навык нужно обязательно продолжать сознательно «прокачивать», поскольку работа архитектора подразумевает лишь эскизирование, то есть такое сугубо техническое рисование. Несколько лет назад меня очень заинтересовала тема маяков – сооружений, которые сегодня почти уже не используются по своему прямому назначению, но служат очень выразительным напоминанием о суровой эпохе развития навигации. Особенно много маяков расположено в Норвегии, и именно с этой страны я начал свое погружение в тему.
Маяк в Германии, 2012.
Холст, масло, пастель. 40 х 60 © Алексей Ильин
Маяк на острове Ширмонникоог. Голландия, 2016.
Акварель. 30 х 60 © Алексей Ильин
– Сколько маяков Вы уже нарисовали?
Алексей Ильин: Наверно, около 30. Порядка 15 из них представлены на выставке. Помимо норвежских маяков, в экспозицию вошли маяки Дании, Германии, Эстонии, Голландии, Испании.
Маяк Den Oever. Голландия, 2013.
Холст, темпера. 40 х 60 © Алексей Ильин
Маяк на острове Хийумаа. Эстония, 2016.
Акварель. 25 х 60 © Алексей Ильин
– И все это исторические сооружения? Или относительно современные маяки также есть в Вашей коллекции?
Алексей Ильин: В основном, это маяки, построенные в конце XIX – начале XX вв. Как раз в то время была изобретена составная линза Френеля, делающая свет маяка наиболее ярким и видимым издалека. Конечно, отнюдь не все маяки могут похвастаться выразительной архитектурой – поэтому вполне естественно, что я выбираю, какие из них нарисовать. Когда я только начинал ими заниматься, приходилось перерывать буквально тонны информации в поисках интересного объекта. Сейчас эта задача существенно упростилась: появился специальный сайт, на котором собраны все маяки мира.
– В России, насколько известно, тоже есть маяки.
Алексей Ильин: Да, и довольно много! Моя мечта – добраться до них и нарисовать. Проблема в том, что любой маяк по определению расположен в достаточно труднодоступном месте. И если в той же Норвегии дорожная и туристическая инфраструктура налажены настолько, что это не представляет проблемы, но к путешествию в российскую глубинку необходимо более серьезно готовиться, в том числе и технически, а на это, к сожалению, не всегда хватает времени.
Хертогенбос, Голландия, 2016.
Акварельная бумага, акварель, пастель. 42 х 61 © Алексей Ильин
– Как показывает экспозиция в PAPER, помимо маяков, Вас не оставляют равнодушным и другие высотные сооружения.
Алексей Ильин: В любом городе, в который я приезжаю, меня в первую очередь интересуют его панорамы. То, как выглядит скайлайн. И понятно, что высотные доминанты всегда притягивают к себе взор, во многом и формируя ритм и характер городского ландшафта. Если это исторический город, то это колокольни, купола соборов, башни дворцов или более современные многоэтажные дома. Впрочем, эта тема мне интересна, скорее, как архитектору. Как рисовальщик я, в первую очередь, сосредоточен все же на маяках – теме, которую до меня глубоко никто не исследовал (по крайней мере, средствами графики). Впрочем, на выставке, действительно, присутствуют разные сюжеты: сначала я хотел сделать отдельную экспозицию с маяками, но быстро понял, что это будет выглядеть несколько монотонно. Спасибо моей семье – они помогли мне перемешать сюжеты и сделать интересный и, как мне кажется, насыщенный микс на тему «ВЫСОКО».
– В какой технике Вы, в основном, работаете?
Алексей Ильин: Сейчас я очень сильно увлечен акварелью. Но в акварель я обычно добавляю акварельный фломастер, позволяющей сделать линию где-то очень четкой, а где-то, наоборот, совершенно условной. Плюс нередко работаю карандашом и пастелью. А начинал я с темперы, какие-то работы делал маслом – и на выставке они тоже представлены. Но сейчас акварель пересилила все.
Sankt Annae Plads. Копенгаген, 2016.
Акварель, акварельный фломастер. 45 х 60 © Алексей Ильин
Амстердам. 2016,
Акварель. 60 х 45 © Алексей Ильин
– В этом году Вы участвовали и стали одним из лауреатов конкурса «АрхиГрафика». Что дал Вам этот опыт?
Алексей Ильин: Это был вообще мой первый опыт участия в конкурсе, посвященном рисованию. Даже не помню, как я нашел информацию о нем, но когда прочитал, то сразу решил участвовать. В том числе и потому, что это оказалось совсем просто: достаточно было загрузить фотографии или сканы своих работ на сайт и все. Я загрузил две работы – и они обе прошли в финал. А потом одна из них – акварель «Хертогенбос, Голландия. 2016» удостоилась специального приза жюри в номинации «Рисунок с натуры». Конечно, победа очень приятна, не буду скрывать. Особенно с учетом того высокого уровня, который продемонстрировали финалисты конкурса – приятно и почетно оказаться в подобной компании. А саму победившую работу, кстати, можно увидеть на выставке «ВЫСОКО».
Иллюстрация маяка в Германии. Фотография © Василий Буланов
|