Руководитель проекта: К.В. Сапричян
Главный архитектор проекта: В.И. Березин, И.Н. Силачева
Архитекторы – А.В. Зарубина, Е.А. Сиников, А.О. Калинин, В.А. Калинина
Дом, спроектированный Кареном Сапричяном на искусственном острове Дубая, обладает всеми качествами курортного luxury, и в то же время остается городским, не теряя стройности и демонстрируя размышления о контексте как культурном, так и приморском.
Апарт-отель PalmJumairahCommunity планируется расположить на внешней дуге, защищающей от волн один из двух знаменитых искусственных островов приморской зоны Дубая. Остров Пальма Джумейра расположен в развитой и дорогой части города рядом с мариной и гольф-полями, там, где характерные башни перемежаются со зданиями умеренной высоты и районами дорогих вилл. Сейчас по проекту «ГрандПроектСити» здесь, на материке рядом с мариной, уже строится гостиница CrystalJumerianHotel. От него до нового апарт-отеля недалеко – 20 минут на машине.
Острова-«пальмы» устроены так: на полосках суши внутреннего «листа» расположены частные виллы, а на протяженном острове, образующей наружный контур – отели. Внешний берег, обращенный к Персидскому заливу, укреплен грубым камнем, вдоль него тянется бульвар Кресент-роуд, единственная здесь транспортная артерия. По внутреннему контуру насыпан песок, образующий пляжи отелей. Множество отелей уже построено, часть строится. Многоэтажные корпуса чередуются с домиками-виллами; протяженные территории с парками и гигантскими бассейнами – с участками поменьше.
Участок PalmJumairahCommunity – один из самых маленьких. Он узким пеналом 250х55 м вытянут с севера, от Кресент-роуд, на юг, к песчаному пляжу. Отель, соседний по западной границе, почти готов, сосед с востока еще строится.
Поскольку участок невелик, дом вместе с внутренними дворами занял его почти целиком. План дома напоминает заглавную букву Е, где срединная перемычка, обращенная к поперечной внутренней улице, служит главным входом и вестибюлем. Высотные отметки 8-этажного здания вписаны в нормативные ограничения острова – 29 м, под землей технический этаж и парковка. Квартиры, согласно желанию заказчика, компании CenturionRealEstate, большие: от 140 до 330 м2, те что поменьше, в нижних этажах, самые большие, по принципу пентхауса, вверху.
Размер квартир, также как и расположение на дубайском чудо-острове, придает комплексу, несмотря на малый размер его земельного участка, эмиратскую роскошь. Каковая поддержана рядом архитектурных решений – особенно примечателен бассейн, который занимает среднюю перемычку буквы Е в уровне третьего этажа, вытягиваясь в объемный козырек над входом. Его длина – 30,6 м, площадь 257 м, объем чаши где-то 380 м3. Пол бассейна прозрачный, он опирается на решетку широких «кессонов», в «зеркалах» которых, подняв голову, мы увидим воду и контуры пловцов. Причем в козырьке над входом тоже, что само по себе должно быть достаточно эффектно. Под бассейном, за наполненным водой козырьком главного входа – двусветный вестибюль; над бассейном – 10 м высоты свободного пространства, переходящего в балкон на кровле козырька. Все это довольно смело в техническом отношении, но при современных технологиях реализуемо. А главное – довольно фантастично и роскошно, экстра-курортно прямо в духе Дубая и его искусственных островов. Не имея площади для наземного, райского, как тут принято, сада, Карен Сапричян нашел выход в футуристическом парящем бассейне, откуда купальщики смогут переглядываться с гулящими в лобби соседями.
Второе решение формирует пластику здания. Простой корпус из полосатых или стеклянных этажей, каких тут немало, возможно, был бы чересчур банален и, что важнее, лишен тени. Так что архитекторы поместили здание в крупную объемную решетку. Ее паттерн выстроен согласно модулю деления клеток пополам, так что квадраты чередуются с прямоугольниками, а кое-где – с «аутентичными» ближневосточными, а отчасти даже «метафизическими» на вид арками. Как если бы аркаду де Кирико разобрали на фрагменты, встроив некоторые из них в ортогональную сетку. Верхний слой бетонной решетки архитекторы планируют покрыть алюминиевыми панелями с мелким орнаментом, подсветив их изнутри цветными LED-ами с несколькими динамически меняющимися сценариями. Откосы решетки будут облицованы камнем, а вставки натурального дерева на фасадах должны дополнить сочетание натуральных фактур с современным прорезным алюминием.
Решетка окружает здание целиком, и снаружи оно будет казаться цельным протяженным объемом с вогнутой дугой главного фасада. На западной стене и на торцах решетка будет маскировать ряды глубоких балконов, а на парадном восточном за ней, помимо входа, расположены два небольших внутренних двора, что тоже вполне в духе местной традиции. С этой стороны структура – совершенно отдельностоящая, напоминает приемы деконструктивизма 1990-х, но в противовес этому сравнению ее края не повисают в воздухе, а рисунок закончен и самодостаточен. Решетка отбрасывает во дворы и на фасады крупную «ажурную» тень – ту самую, которую так любят загорающие.
«Наш проект в своем роде уникальный. На Пальме такого больше нет, потому что там все постройки террасные, южного типа. У нас же на здание одевается «кожура». Она даже скорее декоративная, чем конструктивная, – объясняет глава «ГрандПроектСити» Карен Сапричян. – В процессе работы наша команда предложила 7 вариантов архитектурных решений. Неудивительно, что в конечном счете главным был избран вариант с решеткой, его непосредственно курировал главный архитектор проекта Владимир Березин». Получившаяся архитектура следует современным орнаментальным трендам, в то же время совмещая качества городской и курортной. Она даже привносит в контекст пальмового «райского» окружения элемент структурной собранности или даже культурного бэкграунда, нисколько не утрачивая, впрочем, свойств курортного luxury. Такое здание будет заметно и днем – из-за графичного рисунка светлой решетки с глубокими тенями и ночью – когда ее крупная сетка будет разноцветно светиться, поддерживая приподнято-курортную атмосферу вокруг.