Развитие территории старого аэропорта города Саратова
Адрес:
Россия,Саратов.
Архитектор:
Андрей Асадов
Александр Асадов
Мастерская:
Архитектурное бюро ASADOV
Авторский коллектив:
АБ Асадова: А. Асадов, К. Шепета, И. Шевченко, Т. Лебедева, Ю. Шалетри; совместно с институтом «Саратовгражданпроект» и компанией Colliers International
Концепция превращения территории старого аэропорта в Саратове в жилой район, которую авторы рассматривают как вариант универсальной модели плотной и комфортной городской среды.
Действующий аэропорт «Центральный» располагается в черте Саратова, всего в трёх километрах от исторического центра, который здесь называется Волжским районом, и в двух километрах от берега Волги. Переговоры о выводе аэропорта из городской черты ведутся с 2007. С 2012 в тридцати километрах от города, рядом с посёлком Сабуровка строится новый городской аэропорт. Территорию старого аэропорта, когда он будет закрыт, планируется отдать жилому району – гигантскому, общей площадью 220 гектара. Концепцию перспективного развития и комплексного освоения этой территории разработали «Архитектурная мастерская Асадова» совместно с институтом «Саратовгражданпроект», учитывая маркетинговые рекомендации компании Colliers International.
«Это в большей степени исследовательская работа, – признаётся Андрей Асадов, – призванная оценить потенциал и возможности территории». Впрочем несмотря на всю предварительность концепции, новый жилой район выглядит довольно-таки привлекательно, поскольку даже на данной концептуальной стадии уже обещает уютную и оживлённую городскую среду.
Аэропорт Саратова занимает огромный по площади и практически пустой участок, чей абрис в плане напоминает военный самолет. Застройка вокруг него – разнохарактерная: от складов и гаражей до жилых кварталов и частного сектора. Город обступил аэропорт со всех сторон, опоясав улицами и автодорогами. Южную границу фиксирует улица Аэропорт, восточную – Усть-Курдюмское шоссе. С запада подходят сразу несколько автодорог, выводящих в центр Саратова.
«Единая концепция позволяла предложить проект комплексного освоения территории, – рассказывает Андрей Асадов. – Нам хотелось, чтобы новая часть была сопоставима с историческим центром – достаточно камерным. Для нас это был некий вызов – с нуля освоить столь масштабную часть города, превратив её в образец комфортной и эффективной городской среды».
Главной осью нового жилого района авторы концепции сделали бульвар, чья прямая линия прорезает территорию насквозь с северо-запада к юго-востоку, от «носа» до «хвоста» воображаемого самолёта, который можно разглядеть в её контурах. Трасса бульвара наследует линии существующей сейчас взлётной полосы, сохраняя таким образом память об истории места. Но делает это с долей условности: можно сказать, что архитекторы повернули линию, заданную взлётной полосой, градусов на 15 против часовой стрелки. Отчего бульвар оказался лучше связан с существующими городскими улицами: согласно концепции он продолжает улицу Осипова, которая после реорганизации окружающих промзон имеет шансы превратиться в сквозную городскую улицу.
Бульвар – широкий, и учитывая масштаб района, не полностью пешеходный. Он устроен по принципу московского бульварного кольца: середина занята большим сквером с кафе и фонтанами, похожим на Крымскую набережную, по бокам расположены два односторонних проезда, дальше велодорожки и широкие тротуары, тоже с кафе и магазинами. Ось, таким образом, сохраняет транспортное значение, что не удивительно – всё же её длина около 2 км – но обильно благоустраивается, стремясь стать средоточием общественной жизни.
Вторая, поперечная ось, образующая на плане эффектное перекрестие, также унаследована от аэропорта – похожим образом взлётно-посадочную полосу сейчас пересекает полоса руления. Также немного сдвигая её линию для уточнения связей с городскими трассами, архитекторы проводят с юга на север многополосную автомагистраль, ведущую от Симбирской улицы из городского центра. Сохраняется унаследованный от аэропорта выразительный крест, хорошо видимый сейчас со спутников, а территория становится проницаемой. В то же время длина многополосной трассы, пересекающей жилой район, оказывается минимальной, поскольку она проходит поперечно. Впрочем магистраль эта, хотя и широкая, но регулируемая, то есть со светофорами. Бульвар при пересечении с ней плавно вырастает с пешеходный мост.
Другая, уже бессветофорная магистраль, аналог автострады, запланирована вдоль северной границы территории – строго говоря, её трасса намного ближе к нынешней взлётной полосе, хотя и сдвинута немного севернее. От неё отпочковывается ещё одна магистраль – по линии нынешней Павелецкой улицы, которая и сейчас выходит к Усть-Курдюмскому шоссе. В транспортной схеме города, магистральные улицы которого пока довольно-таки петлючи, в итоге должно образоваться несколько явных спрямлений.
В остальном застройка следует ортогональной гипподамовой схеме, которая в наше время вновь вернула себе славу лучшего градостроительного подхода. Сетка вторит линиям главного перекрёстка между бульваром и магистралью, и разделяет застройку вначале на крупные прямоугольники, затем – проездами поменьше на собственно кварталы. Столь ясная иерархия транспортной схемы должна способствовать, в одной стороны, доступности каждого дома, а с другой – помочь избежать излишней загруженности улиц.
Внутри сетки жилых домов достаточно равномерно, стремясь удаляться от магистралей, хотя это и не везде получается, распределены крупные пятна школ с обширными стадионами, и цезуры поменьше – скверы – городские мини-площади, создающие необходимые паузы в рамках плотной застройки.
В самом центре, к юго-востоку от главного перекрестия, располагается главный общественный центр. Он занимает участок, равный по площади примерно девяти жилым квартам: треть его отдана большому ТРЦ, объединяющему торговые функции с общественными и даже образовательными. С севера и юга его здание окружёно не только парковкой, но и «площадью-парком», часть которого обращена к центральному бульвару, образуя с ним единый организм. Что даёт надежду на объединение двух типов городской общественной жизни: собранной внутри ТРЦ и распределённой вдоль улицы. Здесь мы видим и то, и другое.
На углу у пересечения двух магистралей торгово-общественный центр смыкается с дугообразной офисной башней – впрочем не слишком высокой, 20 этажей. Здесь образуется круглая площадь-развязка, здания (одно офисное, два жилых) выстраиваются по дуге, а их архитектура становится подчёркнуто современной.
Все жилые дома спланированы квартально, причём замкнуты с холодной северной стороны и раскрыты ради лучшей инсоляции к югу. Модуль застройки авторы позаимствовали у исторической части Саратова. Впрочем архитекторы обобщили сведения, полученные от анализа планировки исторического центра, «вычистили» и несколько укрупнили свои кварталы, так что масштабно они тяготеют скорее к более регулярному и просторному «сталинскому» модулю.
Достаточно плотное расположение домов позволило почти полностью отказаться от многоэтажек в пользу зданий средней высотности. Основную часть составляют шестиэтажные жилые дома. Вдоль бульвара и центральных городских улиц застройка достигает девяти этажей. К основным магистралям обращены более крупные, 12-этажные здания. А высотными акцентами служат 15- и 22-этажные башни. Такие башни как маркеры обозначают угол внутри отдельных кварталов и появляются в створах там, где кварталы разомкнуты в южной части.
Дома стоят на одном ярусе подземной парковки, причём внешний контур отдан магазинам и кафе, будучи призван создать в кварталах локальные центры общественной жизни, а внутренняя часть квартального отдана крытой парковке, на кровле которой устроен приватный двор. Все дворы оказываются приподняты над уровнем земли приблизительно на 5 метров. Наверх ведут пандусы и лестницы. Запланированы выходы из подъездов прямо на уровень двора. А жилые квартиры нижних этажей благодаря такому решению получают бонусы в виде небольших изолированных патио, спрятанных за зелёной изгородью. Квартиры верхних этажей снабжены открытыми террасами с видом на город.
Надо признать, что подобное, уже достаточно привычное для Москвы решение нетипично для регионов. Но архитекторы попытались продемонстрировать, что оно может оказаться вполне эффективным в данном случае: паркинг освободит от машин не только двор, но и периметр квартала, коммерческие функции оживят улицу, а двор станет безопасным и комфортным местом.
Для всего района проектировщики разработали сквозной дизайн-код, в основе которого лежат традиционные для региона отделочные материалы и характерные особенности строительства. Проанализировав архитектуру исторического Саратова, авторы выявили основные типы застройки: дореволюционные здания с кирпичными фасадами, украшенными декоративными элементами из белой штукатурки, а также полностью оштукатуренные дома сталинского времени с выступающими эркерами. Исходя из этого, большая часть жилых домов нового района, несмотря на современный облик, имеет классические членения: цокольный и аттиковый этажи, горизонтальные карнизы. Кое-где устроены мансарды, эркеры, глубокие лоджии. Для отделки предлагается использовать кирпич разных оттенков и штукатурку.
Авторы проекта признаются, что им пришлось достаточно глубоко погрузиться в работу, потому что они рассматривали её не как единичный проект, а как возможность создания универсальной модели формирования комфортной и плотной городской среды. «При разработке концепции мы опирались на два основных параметра, – объяснил Андрей Асадов. – С одной стороны – сложившаяся структура города и особенности прилегающей территории. С другой – новейшие урбанистические тенденции формирования городского пространства, отражённые в таких принципах, как квартальная застройка, пешеходные и общественные зоны, живая и разнообразная жилая среда». Объединение этих параметров привело к созданию современного и одновременно аутентичного жилого района, который, в случае реализации проекта, легко мог бы стать новой и неотъемлемой частью города.