В Железнодорожном планируется построить новый торговый центр по проекту мастерской «Архстройдизайн». Для Алексея Иванова это вторая попытка реализовать проект на данном участке.
Торгово-административный центр «Меркурий». Вариант 2. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Команда Алексея Иванова уже работала с этим участком – пустырём в плотно застроенной жилыми домами части подмосковного города Железнодорожного, рядом с Носовихинским шоссе. Больше чем через десять лет тот же заказчик вновь обратился к «Архстойдизайну», направленный руководством города – в администрации запомнили прежний проект как самое убедительное предложение для участка; который, впрочем, за прошедшее время несколько уменьшился в размерах. Заказчик пришел к Алексею Иванову с просьбой создать яркий образ, способный оживить монотонное окружение. Что стало ключевым элементом проектного задания, если, конечно, не считать необходимости получить на выходе 6 000 м² общественно-торговых площадей.
Торгово-административный центр «Меркурий». Генеральный план. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Пятиэтажное здание в плане – почти квадратное, с одним скругленным углом. В точке скругления расположен центральный вход в торговую зону, он ориентирован на шоссе и заметен издалека. Перед входом устроена просторная настолько, насколько это позволяет участок, мощёная площадь. Она слегка повышается, следуя за рельефом. От жилых домов площадь отделена полосой зелени. Парковка устроена на одном подземном этаже и частично – на первом, по соседству с лобби. Следующие три уровня отданы под торговые, развлекательные и общественные функции. Простота объёма позволила предложить рациональные планировки с расположением магазинов и бутиков по периметру и в центре этажей с проходом по кругу. Самый верхний уровень с потолками выше пяти метров занят офисами.
Торгово-административный центр «Меркурий». Разрез. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Как видим, устройство и наполнение ТЦ рационально и вполне традиционно. Дело было за яркой внешностью. «Этому месту, что совершенно очевидно, не хватает цветового акцента: панельные многоэтажные жилые дома, дефицит зелени, пыльная автомагистраль. Стремясь насытить его яркими красками, мы предложили вариант с насыщенно-вишневыми фасадами. Узкие керамические панели, которые предлагается использовать для облицовки, слегка отличаются по тону, что даёт интересные переливы на стенах здания».
Торгово-административный центр «Меркурий». Вариант 1. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Торгово-административный центр «Меркурий». Вариант 1. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Торгово-административный центр «Меркурий». Вариант 1. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Торгово-административный центр «Меркурий». Вариант 1. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Но куда больше воли архитекторы дали себе, работая с объемом. Вместо ожидаемой при такой планировке «коробки», возникла плавная форма с заметным расширением в верхушке и почти полностью прозрачным первым этажом. На главном фасаде, обращенном к шоссе, появилась гигантская стеклянная полусфера. При взгляде на неё может показаться, что внутри имеется вторая половина шара – но нет, за стеклом только эскалаторы и обзорные площадки. «Фасады в этом варианте преимущественно глухие, – рассказывает Алексей Иванов. – Давно известно, что остекление – враг торговых центров. Поэтому мы используем стекло только в административной части, в зоне входа, чтобы посетители могли безошибочно его обнаружить, а также в районе эскалаторов и лестниц, где мы позволили себе реализовать сильный, легко читаемый образ планеты». Получилась объёмная вывеска – «фрагмент Меркурия» отмечает вход.
Торгово-административный центр «Меркурий». Вариант 2. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Торгово-административный центр «Меркурий». Вариант 2. Проект, 2016 © Архстройдизайн
Второй вариант спокойнее, и остекления в нём заметно больше. Глухие части, задающие сбитый ритм, архитекторы предлагают отделать композитными панелями и вертикальными ламелями, имитирующими фактуру дерева. Есть также варианты с белыми и серебристыми панелями. Членение по этажам подчеркнуто эффектной волной, которая слегка меняет свою траекторию на каждом уровне. Верхний офисный этаж смещен на два метра вглубь относительно основного объема здания. На освободившейся части кровли перед ним организована открытая терраса для сотрудников. Аккуратное стеклянное ограждение делает пространство террасы комфортным и безопасным. Образ планеты присутствует и в этом варианте – в виде скульптурного шара, врезанного в объем здания в зоне центрального входа.
По словам Алексея Иванова, заказчику понравились все версии, и пока он не сделал окончательного выбора ни в чью пользу. Но какой бы стиль в итоге не одержал верх, авторы надеются, что теперь проект, отвечающий нуждам города и вполне укладывающийся в ограниченный бюджет, всё же будет реализован.
|