В ЦДХ открылись «Арх Москва» и биеннале архитектуры.
Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Темы фестивалей как правило расплывчаты, таков их жанр, но на этот раз Барт Голдхорн предложил особенно безопасную: «Архитектура и жизнь». Жизнь всюду, и трактовать тему можно как угодно, а Арх Москва живет своей жизнью. Выставка вместе в биеннале без труда уместилась внутри ЦДХ: на первом этаже Арх Каталог, предприятие давнее и заслуженное, когда-то его создавали желая открывать своих не-западных звёзд, с тех пор проект прижился: сейчас он встречает входящих, непринуждённо знакомя со свежими проектами и постройками бюро, которых – порядка тридцати. Здесь известные в Москве мэтры: Евгений Асс, Тотан Кузембаев, Николай Лызлов, «Остоженка», Владимир Плоткин, Сергей Скуратов, Сергей Чобан, Никита Явейн; так и следующее поколение, условно говоря, сорокалетних: ДНК, Атриум, TOTEMENT/PAPER; и «молодые»: Григорий Гурьянов или Рубен Аракелян. Перечисляю не всех; из тридцати одного отобранного кураторами бюро выставились не все, и на стендах есть два-три белых пятна. Из остальных же многие привезли макеты, так что каталог выглядит красиво и довольно-таки внушительно. Для среза за 2015-2016 годы его, наверное, было бы достаточно.
Арх Каталог. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арх Каталог. Многофункциональный комплекс «Кристалл», Поле-Дизайн. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арх Каталог. «Рассвет 3.34», ДНК АГ. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арх Каталог. Реконструкция здания бывшей фабрики-кухни на ул. Новокузнецкая, Kleinewelt Architekten. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Арх Каталог. Стенд Тотана Кузембаева. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кураторов трое: бессменные Барт Голдхорн и Елена Гонсалес, и Рубен Аракелян, который в прошлом году ещё и стал победителем программы Next, он одновременно и сокуратор, и призёр. Аракелян и бюро Wall ведает экспозицией «Архитектура off-line» на втором этаже, в пространстве-перекрестке, его как правило отводят архитектору года. В центре вестибюля – выгороженный двумя слоями полупрозрачной ткани куб, внутри которого бюро Wall планирует по-настоящему работать, даже встречаться с заказчиками и смежниками, в течение следующих трёх дней, начиная с пятницы – узнаётся популярный приём выставки live. На опорах вокруг установлены экраны, транслирующие происходящее внутри куба, так что заходить внутрь будет и необязательно.
В прослойке между слоями ткани разложены фрагменты чего-то незавершённого (мне удалось разглядеть кусок деревянного женского торса), символизирующего творческий процесс, а на ткань проецируются подвижные изображения, накладываются на тени людей внутри куба. Получилось похоже на многие предыдущие экспозиции «архитекторов года», взятые вместе, но в каком-то облегченном, обобщенном варианте. Стенды архитектурных вузов (МАРХИ, МАРШа, и ВШУ) по периметру входят в состав кураторской экспозиции Wall, они объединены фанерными дорожками и стендами; здесь так или иначе продемонстрированы подходы к обучению. МАРШ выставил работы бакалавров – в этом году институт впервые учит первокурсников. На стенде МАРХИ – работы студентов Юрия Григоряна и Рубена Аракеляна. На стендах пройдут – уже проходят, презентации вузов.
Архитектура off-line, проект бюро Wall. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Архитектура off-line, проект бюро Wall; макет студии Юрия Григоряна, МАРХИ. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Третий этаж полностью отдан архитектурным и некоммерческим экспозициям, и безусловно, самый заметный стенд здесь – Москомархитектуры. Никогда ещё ведомство не показывало такой эффектной экспозиции на Арх Москве, а может быть, и вообще нигде. На стенд был проведён конкурс, выиграли CITIZENSTUDIO, результат был одной из интриг нынешней выставки. Честно говоря, мне по тексту описания проекта представлялось нечто рельфно-сморщенное и небольшое, так что я была приятно удивлена. Стенд занимает целиком всю огромную стену входного, большого зала третьего этажа. Он бел, отлично подсвечен – добавляет света всему залу, а его пластика – ясная, но не ненавязчивая, и напоминает одновременно станции московского метро и павильоны ВДНХ – два любимых сюжета московского архитектурного комитета.
Изменения формы стенда вторят его содержанию, где, надо сказать, собрано многое: многоэтажное строительство ПИК по проектам Buromoscow – и западные примеры-образцы социального жилья, меньшей, надо сказать, этажности. Не слишком известные общественности московские ТПУ, среди которых проекты Вернера Зобека и Моспроекта-3. Жильё помещено на перспективных порталах, которые напоминают станцию метро «Сретенский бульар», ТПУ на крупных выемках-каннелюрах. Конкурсные проекты, связанные с культурой, среди них всем известные конкурсы на ГЦСИ и ГТГ, оказались в подобии узкого тоннеля (культура в темноте), который снаружи оборачивается большим объёмным заголовком с названием комитета. И наконец, часть, посвященная конкурсам на станции московского метро, решена как половинка тоннеля. С таким стендом сложно сравниться, и зал девелоперских проектов перед ним выглядит лишь предварительной штриховкой.
Стенд Москомархитектуры, CITIZENSTUDIO. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры, CITIZENSTUDIO. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Стенд Москомархитектуры, CITIZENSTUDIO. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Другая безусловно заметная экспозиция расположена слева и открывает кольцевую вереницу залов – выставка speech: Norway, прокурированный Анной Мартовицкой. Она спроектирована Сергеем Чобаном и Андреем Перличем для выставки, посвященной норвежской программе обустройства туристических дорог страны. Фотографии очень красивы, так и тянет немедленно всё бросить, отправиться во фьорды, в горы, настолько хороша природа; видовые площадки, многие из которых спроектированы известнейшими архитекторами, тоже впечатляют. Сам же выставочный стенд похож на рыбу: крупные деревянные ламели выстроены двумя дугами, берущими выставку в своеобразные «скобки».
Выставка speech: Norway, стенд – Сергей Чобан, Андрей Перлич. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Выставка speech: Norway, стенд – Сергей Чобан, Андрей Перлич. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кураторский проект Елены Гонсалес занимает вторую часть большого зала, он посвящён «архитектуре и социуму» и на фоне двух предшествующих стендов оформлен легко – вся информация, которой достаточно много, разместилась на свисающих с потолка лентах. Здесь довольно подробно представлены воркшопы МАРШ-Лаб, а с социальным жильем Алеханро Аравены соседствует малоизвестный проект модульного жилья Prefab бюро SPEECH и проекты компании «Стройпроект». Довольно активно на выставке бюро WOWHAUS, оно показывает рядом со стендами девелоперов свой проект Wowfactory, посвященный проектам благоустройства и тому, как они влияют на продажи и последующее функционирование проекта.
Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
проект модульного жилья Prefab, SPEECH. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
В самом конце зала-коридора третьего этажа, перед поворотом к суетно-оживленному залу дизайна, на стене примостился проект бюро «Остоженка», который имеет непосредственное отношение к теме выставки, если понять её как «жильё» – что тоже можно, ведь «жизнь» и «жильё» как минимум созвучны (где-то надо жить, никуда не денешься, жильё сейчас в приоритете у заказчиков, да и квартирный вопрос по-прежнему не решён… ну, не у всех решён). Этот проект – духе исследовательских приоритетов «Остоженки»: для компании «Кортрос» группы «Ренова» Виктора Вексельберга архитекторы разработали набор идей, скажем так, идеального района с квартальной застройкой. Получилось, что идеальным вариантом будут: восьми-девятиэтажные дома, приватные замкнутые дворы, застройка по красной линии – темы, прямо скажем, знакомые, но архитекторы разработали нечто, похожее на «методичку». Страницы выставлены на стенде, их можно отрывать и брать с собой, учиться.
«Принципы формирования жилой среды», АБ «Остоженка». Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект «Шахматы», кафедра дизайна архитектурной среды, МАРХИ. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект «Приметы городов». Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект "Швейцарские посёлки". Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Проект «Архиграфика». Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
Кинофестиваль Living Architctures. Арх Москва и биеннале архитектуры, 2016. Фотография © Юлия Тарабарина, Архи.ру
То ли учиться, то ли отдохнуть призывают устроенные впервые на лестницах ЦДХ кинотеатры (кинофестиваль Living Architctures). По-прежнему хороша «Архиграфика», проект спокойный, почти классический. Как и полагается, насыщенна – 60 мероприятий – программа. Жаль впрочем, что почти не нашлось места на награждения премии АРХИWOOD – мы, знаете ли, уже привыкли, что она торжественно проходит в главном конференц-зале. Но что поделаешь, жизнь есть жизнь, работаем, учимся – по мере сил.
|