Towers: инсталляция во дворе Миланского университета
Адрес:
Италия,Милан.
Архитектор:
Сергей Чобан
Сергей Кузнецов
Авторский коллектив:
Архитекторы: Сергей Чобан (SPEECH), Сергей Кузнецов, Агния Стерлигова (Planeta 9) Архитектурная графика: Сергей Чобан, Сергей Кузнецов Реализация проекта: VELKO GROUP
Инсталляция Сергея Чобана, Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой в миланском университете использует интерактивный медиа-экран: посетители могут добавить собственный рисунок к графике архитекторов.
Журнал INTERNI ежегодно устаивает в ренессансном дворике XVI века Миланского университета выставку инсталляций, где уже пятый год подряд заметное место занимает работа бюро SPEECH, над которой – теперь уже можно сказать, что по традиции – работают Сергей Чобан, Сергей Кузнецов и Агния Стерлигова. В этом году, как и в прошлом, их новый объект, вошедший в архитектурную часть выставки, расположился на лужайке посреди двора. И если предшественник 2015 года был лесом зеркальных столбиков Г-образного сечения, живо отражавших всё вокруг, но в сущности статичный, то инсталляция этого года – интерактивная.
Высокий – 12 метров – цилиндрический столб состоит из 336 плотно составленных светодиодных экранов, отчего цилиндр выглядит немного граненым, как Арсенальная башня Московского Кремля, но в остальном швы между экранами совершенно не видны, во всяком случае издалека (реализацией проекта занималась VELKO GROUP). Поверхность цилиндра меняет фон: градиентную растяжку двух контрастных цветов, из которых самое привлекательное сочетание, «природное» желто-синее, удачно перекликается со свежей весенней травой и небом. Поверх фона, плавно сменяя друг друга, проявляется графика Сергея Чобана и Сергея Кузнецова – рисунки и акварели с изображениями башен, начиная от старинных колоколен и заканчивая рисунком, напоминающим Москву-Сити, или вообще любой Сити и фантазиями на темы современных башен и башенок, среди которых есть и изображение берлинского Музея графики. Инсталляция так и называется: Towers. Графика очень точная, некоторые акварели на первый взгляд можно даже спутать с фотографиями.
Но смысл проекта – не только в том, чтобы показать графику двух известных архитекторов, а ещё и в том, что любой из посетителей может к ним присоединиться, нарисовав что-то своё – что угодно – на планшетах, установленных поодаль за границами газона, ближе к аркадам двора. Рисунок мгновенно появляется на поверхности цилиндра, и можно представить себе эмоции рисующего, когда из-под пера – иногда искушённого, а иногда – совершенно нет, – легко и быстро материализуется нечто большое, выше корпусов дворика, и от этого монументальное. Все рисунки сохраняются, хотя их дальнейшая судьба пока неясна, сейчас инсталляция наполняется зарисовками и к концу выставки её визуальный ряд будет, вероятно, более чем разнообразен.
Медийные экраны сейчас популярны, а здесь получилась в некотором роде квинэссенция технологии: экран большой, с плотной и яркой поверхностью (хотя точки все же видны), изогнутый, эффектный. Как и любая новая технология, она требует все новых форм показа, и медийный столп – одна из них. Иконография объекта, с другой стороны, вечная, в ней просматривается многое: от рекламной тумбы к наклеенными на неё плакатами – до колонны Траяна, тоже, прямо скажем, по-своему очень информативной. Авторы, впрочем, сравнивают цилиндр не с колонной, а обобщённым образом вертикальной рукотворной формы, башней-заготовкой. Хотя музей-колонна Сергея Чобана и Агнии Стерлиговой, сооружённый в прошлом году на «Архстоянии», обладал похожими пропорциями, и между двумя объектами обнаруживаются переклички. И с колоннами аркады дворика она отлично перекликается. Впрочем, колонна ли, башня, а цилиндр прототип обеих.
Башня-колонна – удачный носитель информации, экран, обращенный ко всем вокруг; он ни к кому не поворачивается спиной. Древний образ сросся с актуальной технологией: нет грани между вечным и современным, объемным и плоским, архитектурой нарисованной и реальным объёмом, рисунком традиционным и цифровым – что отличным образом раскрывает тему фестиваля INTERNI 2016 года: Открытые границы, Open borders. Не говоря уже о том, что люди, рисующие на планшетах, установленных в паре десятков метров от колонны-экрана, ощутят, вероятно, эффект непринужденного преодоления главной из всех границ – пространства и времени, поскольку результат появляется сразу – и на расстоянии. Очень ценное, надо думать, ощущение могущества, хотя и мимолётное.
Другие участники тоже серьёзно отнеслись к теме: к примеру, штора из пластиковых полос, которая спускается широкими волнами с аркады второго этажа, – инсталляция MAD architects – так и называется «Невидимая граница». Зеркальные стены полированного металла инсталляции «Комната пустоты», тоже расположенной поблизости, отражают всё вокруг, сбивая с толку, но прекрасно сочетая перспективы отраженных зданий с реальностью. Инсталляции коллективно преобразуют двор – недаром они принадлежат к группе архитектурных – а работа Чобана-Кузнецова-Стерлиговой ещё и лидирует, выстраивает пространство вокруг себя.
Появление виртуальных башен на цилиндре-колонне отчасти превращает обширный университетский дворик в городскую площадь, где уместна и римская колонна, и башня-колокольня. Кроме того инсталляция – яркая, привлекательная и по своему очень красивая: она способна и развлечь, и остаться в памяти – хотя бы потому, что сама играет роль выставки, к созданию которой приглашены все желающие. Кто добрался до Милана и зашёл во двор.