Преподаватель МАРШ урбанист Ярослав Ковальчук и выпускница магистратуры лондонской АА – о совмещеннии методик двух экспериментальных школ, и воркшопе, где летом студенты будут планировать преобразование Шабловки.
В МАРШ открыт прием заявок на участие в летней школе «Лаборатория преобразований / In-Transition Lab» – совместного проекта МАРШ и Architectural Association (АА). Формат воркшопа, активно опробованный МАРШ Лаб на примере Махачкалы и Казани, совместится с Visiting school, изобретенным школой АА. Курс рассчитан на молодых архитекторов и студентов, которые познакомятся с современными практиками архитектурного исследования и анализа территории, мастер-планирования и вычислительного проектирования.
Ученики будут работать вместе с преподавателями и кураторами с 11 по 18 июля. Задача – разработать проект исследования и развития территории Шаболовки – района Шуховской башни, судьба которой волнует многих и уже давно. Результаты воркшопа будут показаны в Центре авангарда на Шаболовке, с которым организаторы тесно сотрудничают уже сейчас.
Записаться на совместный воркшоп МАРШ и АА можно до 27 июня, стоимость участия в конце апреля снизилась с £ 500 до 350 благодаря появлению спонсора, компании ARUP.
***
Мы поговорили с двумя кураторами летнего воркшопа Ярославом Ковальчуком и Александрой Чечёткиной.
Архи.ру: – Расскажите о совместном учебном курсе Architectural Association и МАРШ. Что нового он даст студентам? Как будет выстроен учебный процесс? Какие теоретические и практические упражнения он предусматривает?
Александра Чечёткина: – Architectural Association (АА) – это старейшая экспериментальная школа в Великобритании с долгой историей и нестандартным подходом к обучению. Внутри школы существует специальное отделение Visiting school. Это короткие образовательные курсы, которые проводятся в разных городах и странах мира. Только в этом году АА ведет более 70 школ. В России уже была совместная программа АА с институтом «Стрелка». Новый шаг – летняя школа «Лаборатория преобразований», организованная архитектурной ассоциацией совместно с МАРШ.
Ярослав Ковальчук: – Архитектурная лаборатория МАРШ Лаб занимается похожими программами. Поэтому мы очень обрадовались, когда Александра сообщила о намерении АА провести школу в Москве. Воркшоп будет состоять из двух частей – исследовательской и проектной. Предполагается как студийная работа, так и выезд на территорию. Кроме того, запланированы лекции приглашенных экспертов. Практические навыки мы планируем подкреплять компьютерными классами, семинарами по изучению новейших программ – таких, как Rhinoceros + Grasshopper, Adobe Illustrator, Indesign, After Effects.
Александра Чечеткина: – Помимо этого, предполагаются внутренние и открытые презентации, включая финальную выставку, которая пройдет в Центре авангарда. К открытию мы планируем создать большой макет выбранной территории проектирования в её нынешнем состоянии. На него будут проецироваться видео с разработанными в рамках воркшопа проектными предложениями, что позволит наглядно показать возможные изменения. Итоги летней школы мы планируем представить в отдельной книге.
– Почему эта тема? Почему Шаболовка?
Ярослав Ковальчук: – Тему мы выбрали после подробного обсуждения актуальной проблематики Москвы. Большинство знаковых проектов Москвы последнего времени: и Москва-река, и парк Зарядье, и реконструкция промзон – так или иначе связаны с преобразованием уже существующего и освоенного пространства. Мы выбрали район Шаболовки, поскольку это хороший пример сложной городской среды, переживающей процесс трансформации. На территории сосуществуют сады XIX века, конструктивизм 1920–1930-х, более поздние советские постройки 1950–1960-х и рядовая панельная застройка. Район с хорошей транспортной инфраструктурой расположен близко к центру города, при этом достаточно тихий.
Инициатива преобразования Шаболовки возникла в связи с планируемым переносом Шуховской башни. Появилось общественное движение по сохранению уникального памятника. Территорией вплотную занялся Центр авангарда, который выступил партнером нашего воркшопа. Для нас это крайне важно, поскольку гарантирует, что результаты исследований не пропадут, будут учтены и, возможно, лягут в основу проекта развития территории.
1881 год. План города Москвы. Источник: retromap.ru
1915 год. План Москвы с пригородами. Источник: retromap.ru
1923 год. Проектный план «Новая Москва». Источник: retromap.ru
1925 год. План Москвы. Источник: retromap.ru
1935 год. Новые магистрали Москвы. Источник: retromap.ru
1952 год. План Москвы. Источник: retromap.ru
1996 год. Снимок Москвы со спутника. Источник: retromap.ru
2015 год. Современная спутниковая съемка Яндекса. Источник: maps.yandex.ru
Александра Чечеткина: – В этом районе невероятный исторический контекст и многочисленные бонусные территориальные признаки. Но несмотря на это он пустует, им пользуются только местные жители. Задача воркшопа – разбудить скрытый потенциал Шаболовки.
Сегодня работа с отдельными районами города – это глобальный тренд. Возьмем район Лондона Сохо. Он мгновенно ассоциируется с производством альтернативного кино. А Блумсбери – с интеллектуальным и образовательным центром города. У каждого района Лондона есть своя история и своя специфика. Характер территорий формировался постепенно, но не без влияния городских программ. В Москве пока трудно сказать, чем одна часть город отличается от другой. Даже её планировочная структура подразумевает наличие только одного центра. Сейчас городские власти взяли курс на полицентричность и Шаболовка имеет все шансы стать одним из новых городских центров.
Экспериментальный жилой квартал 1920-х в районе Шаболовки и Шуховская башня
– По какому принципу формировался преподавательский состав курса?
Александра Чечеткина: – Кроме нас с Ярославом Ковальчуком, будут приглашенные преподаватели из АА. Это один из важных принципов программы Visiting school. Темы воркшопов, которые проводятся по всему миру, всегда очень разные – от исследования летательных аппаратов и процесса изготовления вина до крупных урбанистических и архитектурных проектов. Преподавательский состав для каждого воркшопа формируется непосредственно ассоциацией в соответствии с выбранной тематикой курса. Затем назначается директор школы, главное ответственное лицо и идеолог программы. В Москву в качестве тьюторов были приглашены Иво Баррос, архитектор Arup UK, окончивший магистратуру АА, и Эндрю Хаас, тоже выпускник АА, который успел поработать в бюро Zaha Hadid Architects. Эндрю в совершенстве владеет техническими методами проектирования, поэтому в рамках нашего воркшопа он будет отвечать за цифровые технологии.
Новый индустриальный кластер – жизнь на крыше. Дипломный проект New industrial milieu Иво Барроса – выпускника АА и преподавателя летнего курса
Новый индустриальный кластер – интеграция. Дипломный проект New industrial milieu Иво Барроса – выпускника АА и преподавателя летнего курса
– Александра, как Вы планируете в рамках летнего воркшопа использовать свой опыт обучения в британской школе? Чем он будет полезен участникам?
Александра Чечеткина: – Естественно, основные идейные моменты, которые мне удалось почерпнуть во время обучения в АА, я постараюсь применять и использовать в течение всего воркшопа. Специфика преподавательской деятельности и методология создания проекта в АА сильно отличаются от традиционных.
К примеру, мы не ограничиваем студентов рамками, не просим их по окончании программы представить определенный набор выполненных заданий и чертежей. Преподаватели и студенты – это одна команда. Тьюторы работают наравне с другими участниками воркшопа, сидя с ними за одним столом, и в финале выдают общий готовый продукт.
Новый индустриальный кластер – перспектива. Дипломный проект New industrial milieu Иво Барроса – выпускника АА и преподавателя летнего курса
Парк Камелиас – жилье. Дипломный проект New industrial milieu Иво Барроса – выпускника АА и преподавателя летнего курса
– Насколько сильно такой подход отличается от процесса обучения в МАРШ?
Ярослав Ковальчук: – МАРШ сильно отличается от всего того, что происходит в сфере архитектурного образования. Это абсолютно экспериментальная площадка, и в этом наше сходство с Architectural Association. Конечно, МАРШ гораздо моложе. Но идеология у нас общая. Мне крайне интересно посмотреть, что получится в результате такого симбиоза, который, как мне кажется, может серьезно повлиять на каждого из участников программы.
– Вопрос к Ярославу: Вы будете использовать свой опыт работы в НИиПИ Генплана? Если да, то как?
Ярослав Ковальчук: – Я довольно долго работал в институте Генплана, в основном занимаясь проектами преобразования и развития территорий, включающих историческое и культурное наследие. Моя мастерская, в том числе, работала над конкурсным проектом преобразования Москвы-реки, превращая его в территориальную схему. А это 200 км земли. В своей мастерской я попытался собрать прогрессивных людей, использующих самые современные подходы проектирования. Для урбанистического анализа существует общая рамка, а вот инструменты подбираются под конкретные задачи. Думаю, мой опыт будет полезен студентам летней школы МАРШ в процессе исследования территории Шаболовки. Хотя, разумеется, это не масштаб института Генплана. Шаболовка – небольшой фрагмент городской ткани, и его мы будем рассматривать более детально и пристально.
– На разработку проекта дается всего неделя. Достаточно ли этого для полноценного погружения в тему?
Александра Чечеткина: – Практика воркшопов и стала настолько популярной, благодаря интенсивности обучения. Я сама посетила не один воркшоп – и как студент, и как преподаватель. Эта практика помогла мне выбрать свой профессиональный путь. Такие образовательные программы позволяют быстро получить новые навыки, работая над интересными и конкретными задачами. Кроме того, появляется возможность встретить единомышленников, научиться работать в команде. Очевидно, что предложенный объем работы можно выполнить всего за одну неделю только при условии долгой предварительной подготовки команды тьюторов. Студенты тоже смогут заранее познакомиться с темой, получат все необходимые материалы и исторические данные, которые нам любезно предоставил Центр авангарда.
– В чем уникальность программы и методики такого интенсивного обучения?
Александра Чечеткина: – Это партнерская, совместно разработанная программа, в которой соединяются две методологии обучения. Предложена сложная тема, выбран район города с большим потенциалом развития. Для студентов открывается огромное поле деятельности. А направлять их будут четыре тьютора с богатым бэкграундом.
Ярослав Ковальчук: – Важно, что это работа с преобразованием существующей территории. В Москве пока довольно мало подобного опыта. Ещё более важно, что мы работаем с конкретным партнером – с Центром авангарда. Все наши исследования и проектные предложения останутся в фонде центра. Обсуждается возможность продвижения наших идей. В любом случае, они будут брошены на весьма благодатную почву.
Более подробную информацию читайте на сайтах МАРШ и АА. За новостями летней школы можно следить здесь.