Как мы уже сообщали ранее, на портале planeta.ru идет сбор средств на сохранение и восстановление «Ротонды» Александра Бродского. Арт-объект, который давно стал символом фестиваля «Архстояние», появился в Никола-Ленивце одним из первых, в 2009 году. Расположенная на возвышенности, посреди чистого поля, «Ротонда» практически целиком собрана из вторичного материала – старых досок и дверей. Деревянные с облупившейся краской двери, оставшиеся от заброшенных и разрушенных домов, формируют весь первый ярус постройки. Каждая служит по своему прямому назначению, впуская и выпуская посетителей.
Остроумная идея использования отслуживших свой срок дверей в качестве строительного материала популярна у архитекторов и художников во всем мире. Из них собирают сложные скульптуры, инсталляции, арт-объекты, предметы мебели и интерьера, используют для возведения и отделки временных павильонов, выставочных залов и даже жилья. Мы составили свою подборку проектов из дверей, охватывающую самые разнообразные типологии, функции и формы.
Капсульный отель «Ваш шкаф» Авторы: архитектурное бюро «АрхНах» Год реализации: 2011
Уже спустя три года в рамках того же фестиваля «Архстояние» в Никола-Ленивце появился второй объект из дверей – капсульный отель. Авторы проекта Кирилл Баир и Дарья Лисицына явно вдохновлялись успехом «Ротонды». В отеле на тринадцать индивидуальных и шесть семейных «номеров» главным действующим лицом снова стала старая деревянная дверь. Отсеки, каждый закрывающийся скрипучей дверью на железных петлях, расположены в два яруса. Один отсек – одна спальная ячейка. Горизонтально и вертикально расположенные разномастные двери формируют главный фасад постройки, но все-таки, так же как и в случае с «Ротондой», сохраняют свою первоначальную функцию.
Один из самых свежих примеров – парижский павильон, установленный на площади перед зданием городской мэрии. Довольно компактная постройка вместила выставочные залы, пространства для лекций, семинаров и публичных выступлений, а также небольшое кафе. Вторичное сырье составляет более 60% от всех строительных материалов, потребовавшихся для возведения этого павильона. Каркас, утеплитель, кровля и даже мебель с подвесными светильниками – все это вторсырье. В основном использовался строительный мусор, оставшийся после сноса или реконструкции зданий. Главным же облицовочным материалом послужили двери – всего 180 штук. Здесь, в отличие от объектов «Архстояния», двери подобраны совершенно одинаковые. Все они стали ненужными после масштабной реконструкции одного из жилых районов Парижа. Однако по инициативе мэрии им решено было дать вторую жизнь.
Как это ни удивительно, но из уже отслуживших дверей возводятся не только арт-объекты и временные павильоны, но и жильё. Самый поразительный пример – десятиэтажный жилой дом, построенный в Сеуле. Оставаясь образцом уличного искусства, он, тем не менее, дает кров жителям города. Для его возведения архитектору и художнику из Южной Кореи Чой Чжон Хва понадобилась ровно тысяча дверей. Их створки закрывают высокую башню сверху донизу, кое-где оставляя остекленные просветы импровизированных окон и форточек. Грамотно подобранные по цвету, двери всех мастей и фактур формируют яркий абстрактный рисунок стен, превращая здание в местную достопримечательность.
Еще один пример жилого строительства из дверей – дом для бродяг Bow-House, пристыкованный к стене существующего кирпичного здания. Он возведен в одном из неблагополучных районов Херлена в Нидерландах по проекту французского архитектора и граффити-художника Стефана Малка. Фундаментом для этого странного дома-паразита служат строительные леса, а жилая коробка собрана из старых окон и дверей – полностью глухих и со стеклянными вставками. Такой объем из вторичного сырья стоит дешево, а взводится легко и быстро. Так же просто его можно переместить в другое место. Двери в этом проекте как нельзя лучше отвечают его идеологии, приглашая всех желающих переночевать. Конечно, внутри узкие помещения временного убежища выглядят не слишком комфортабельными, однако проживание здесь абсолютно бесплатно.
Творческий коллектив Stortplaats van dromen из дверей делает всё. Молодые художники и дизайнеры из Голландии с помощью вторсырья оформляют стены домов, строят перегородки и веранды, возводят временные уличные кафе и магазины. Так, в 2012 году в Утрехте они построили целую серию киосков и павильонов, используя только мусорные контейнеры и их содержимое. И, надо сказать, у местных жителей подобная инициатива пользовалась огромной популярностью, несмотря на то, что постройки не выглядели слишком эстетично на фоне современного города. В этом же году художники разработали планировочное и интерьерное решения для клуба Vechtclub XL, созданного на базе старого склада. В нем двери играют важную роль и на этот раз становятся главной эстетической составляющей проекта. В пространстве из разноцветных дверей со стеклянными вставками сегодня размещаются офисы, репетиционные студии, творческие мастерские, ресторан и выставочные залы.
Конечно, двери служат отличным материалом для возведения всевозможных скульптурных композиций и инсталляций. Так, из дверей и велосипедных колес два молодых американских художника создали интерактивную скульптуру под названием Another Door, придуманную специально для ежегодного арт-фестиваля Burning Man в пустыне Невада.
Поставленные вертикально двери образуют небольшие модульные помещения и пространства. Все двери связаны между собой с помощью специального механизма, когда при закрытии одной двери немедленно откроется другая. Это позволяет зрителям до бесконечности блуждать в визуально небольшом пространстве как в лабиринте, всякий раз открывая его по-новому. Усиливают эффект нанесенные на дверные поверхности авторские рисунки.
Для сборки этой инсталляции в Дармштадте помимо дверей пригодилась целая гора разнообразного мусора – старые стулья, перегородки, оконные рамы и остатки мебели. Обломки дерева и фанеры слоями прикреплены к металлическому каркасу. Снаружи домик напоминает большую и практически бесформенную мусорную свалку, которую перекосило от ветра. Внутри же организована небольшая комната, похожая на воронку или центр водоворота. В ней, по мысли авторов, можно устраивать выставки. Очевидно, что это проект – провокация, но заложенная в него идея вполне актуальна: выброшенных и ненужных предметов становится слишком много, из-за чего вся планета может превратиться в мусорную свалку.
Двери нашли применение и в стрит-арте. Вместо привычных граффити и плакатов бельгийский художник Stefaan De Croock создает картины на стенах зданий из ненужных дверей. Правда, здесь двери служат лишь исходным материалом. Художник, создавая свои произведения, распиливает и обрезает дверные створки, придавая им нужную форму – чаще геометрическую. Полученные крупные куски из дерева, пластика и других материалов сохраняют свой цвет и фактуру. Из них автор собирает гигантские портреты и коллажи, занимающие все пространство пустующей стены заброшенных заводов и фабрик или брандмауэров жилых домов.
Жилой многоквартирный дом в Ливерпуле, расположенный вдоль улицы Great George Street, в 2007 году получил весьма своеобразный дизайн. Его фасады решено было оформить с помощью входных дверей, оставшихся после реконструкции жилого фонда в Лондоне. Каждая дверь, сохранившая свой рельеф и фактуру, была окрашена в традиционный для британской столицы красный цвет, благодаря чему объем получился цельным. Правда, в таком виде здание просуществовало недолго и вскоре снова вернулось к привычной кирпичной кладке.