Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

16.02.2016

За туманом

Алла Павликова
Объект:
Cтанция московского метрополитена «Терехово»
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Авторский коллектив:
Руководитель: Сергей Эстрин, ГАП: Владимир Пасынков, архитектор: Елена Кондратьева. При участии Светланы Королёвой

Вариант станции метро «Терехово» в проекте Сергея Эстрина называется «Ёжик в тумане». Графика и пластика объединены в нём сказкой – подобием сна, навеянного природой поймы.

Cтанция московского метрополитена «Терехово». Пространство платформенной зоны © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Пространство платформенной зоны © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Мастерская Сергея Эстрина разработала ​проект интерьера и входного павильона станции «Терехово» для открытого архитектурного конкурса, итоги которого были подведены недавно. Проект не вошёл в число финалистов, но предложенные идеи и решения достаточно обаятельны для того, чтобы рассказать о них.

Пока что Мневниковская пойма – место не вполне московское. Низменное, местами болотистое, скорее естественное, чем освоенное, но всё же совершенно не парк: поля, луга и две деревни. Терехово в центральной части острова ещё существует, Нижние Мнёвники к северу уже заброшены. Диковато, просторно, и теперь уже замусорено свалками несмотря на статус особо охраняемой территории; но многое ностальгически напоминает, хотя и с привкусом промышленной ржавчины, о сыроватой, туманной среднерусской пасторали. Между тем согласно проекту планировки 2014 года 150 из 350 гектаров территории планируется застроить, в числе прочего, и жильём вокруг двух станций метро, чьи названия унаследованы от деревень. В скором времени ландшафт радикально изменится и станет больше похож на мегаполис, хотя и природных анклавов планируется сохранить не меньше половины. Словом, архитекторы взялись за проект станции «Терехово», думая одновременно о прошлом и будущем территории.

«Нам хотелось сделать для этого места небанальный, запоминающийся проект, – говорит Сергей Эстрин, – поймать настроение жителей, которые ранним утром спускаются в метро. Нам хотелось, чтобы человек мог взглянуть на себя и окружающих со стороны. Увидеть пейзажные островки, подумать о настоящих ценностях своей жизни и на какое-то время забыть о бесконечном движении».

Лейтмотивом проекта стало воспоминание о характере преобразуемого места. В низменности с парой полуживых деревень, которые вот-вот растворятся в большом городе, сложно признать эталон красоты. Здешние места как будто бы нарочно противоречат образцам хорошего настроения: туман вместо солнца, болото вместо гор, осень вместо весны… Однако тонкая подмосковная меланхолия – вещь вполне осязаемая, родная; некоторые места лучше всего раскрываются осенью, болотистые низменности – из числа таких. В процессе работы над эскизной частью проекта появилась тема «Ёжика в тумане». Герой мультфильма Юрия Норштейна – «теплый, узнаваемый персонаж, блуждающий по таинственному лесу», – говорит архитектор. Аналогия с мультфильмом помогла найти визуально ясные графические формы. Самого ёжика, мы, впрочем, в концепции не увидим – это было бы слишком буквально.
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Поиск архитектурно-художественной концепции. Цитата из мультфильма "Ёжик в тумане". Предоставлено архитектурной мастерской Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Поиск архитектурно-художественной концепции. Цитата из мультфильма "Ёжик в тумане". Предоставлено архитектурной мастерской Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Поиск архитектурно-художественной концепции. Цитата из мультфильма "Ёжик в тумане". Предоставлено архитектурной мастерской Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Поиск архитектурно-художественной концепции. Цитата из мультфильма "Ёжик в тумане". Предоставлено архитектурной мастерской Сергея Эстрина

Главные темы, взятые как из природы, так и из мультфильма, – это фосфоресцирующий туман, трава и птицы. Узнаваемые силуэты соцветий болотного рогоза, который в Подмосковье привыкли называть камышом, вырос на колоннах до высоты настоящего, южного камыша, а может быть, даже чуточку побольше. Широкие фусты колонн планировалось сделать из закалённого матового стекла, подсвеченного белыми диодами изнутри. Стебли – из прорезанной лазером нержавеющей стали. Те же подсвеченные силуэты травы наложены на крупные буквы названия станции, которое было бы сложно не заметить из вагона поезда.
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Пространство подуличных переходов вестибюлей © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Пространство подуличных переходов вестибюлей © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Рельсовый путь один, в центре, и архитекторы понимают его как русло условной реки: отделанная тёмным металлом лента потолка над поездами отражает блики рельсов, как перевернутая поверхность воды. В центре – поток. По сторонам его «русла» – платформы-берега, где на светящихся колоннах «растёт» гигантский рогоз. Чуть дальше расставлены скамейки, металлические волны их оснований напоминают уступы подмытого водой глиняного берега. Темно-серый гранит пола объединяет все пространства от входа до платформы, обозначая поверхность земли.

Тему тумана на стенах от светящихся колонн и надписей подхватывает светлый мрамор с дымкой серых прожилок. Туман не слишком реалистичен, он, как и земля, только обозначен. Мультипликационно-гипертрофированный размер травы усиливает ощущение игры, попадания в фабулу фантастического сюжета, – что, действительно, провоцирует взглянуть на себя со стороны: почему трава так выросла? Кто я такой, если я меньше травы? Тот, кто ребёнком не прятался в поле спелой кукурузы, смог бы ощутить нечто подобное среди графичных «зарослей» на станции метро.

Птицы, в отличие от легко узнаваемого рогоза, стилизованы до объемных силуэтов с разной конфигурацией крыльев. Все светильники в той или иной мере стали птицами, их прототип – утиный клин, как нам объясняют авторы. Белые птицы-ромбы лишь слегка выступают из потолка, будучи встроены в диагональный рисунок его панелей; разноцветные подвесные птицы-треугольники, объемные панели, похожие на дельтапланы, собираются в стаи и, вторя движению людского потока, служат дополнительными элементами навигации, задают направление. На птичьи клювы похожи и треугольные фонари на эскалаторах, хотя авторы предлагают другой прообраз: коньки кровель, напоминающие об утраченных деревнях.
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Пространство кассового зала и эскалаторов © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Пространство кассового зала и эскалаторов © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Стилеобразующие элементы концепции © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Стилеобразующие элементы концепции © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Ещё одна птица – снаружи: большое, обтекаемых очертаний металлическое крыло накрывает собой стеклянный, светящийся в ночи входной павильон. Перед дверьми образуются большие козырьки с подсветкой, а по бокам между стеклом стен и точечными опорами крыла остаются просторные «пазухи» со скамейками и велосипедными парковками – общественные пространства для отдыха и разговоров.
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Вид на павильон © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Вид на павильон © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Схемы и узлы © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Схемы и узлы © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина

Архитектор и художник, Сергей Эстрин смог увязать в один непротиворечивый сюжет графику камыша и пластику крыльев, поймать резонанс между ритмом движения метро и клином перелётных птиц, хайтеком и осенней меланхолией. Современные строители интенсивно эксплуатируют известное клише о подземных дворцах московского метро. В этом же проекте вместо дворца – подобие Китежа, ушедшего под землю: с памятью о звенящей тишине осеннего утра, столь неожиданной в транспортном потоке большого города.
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Палитры используемых материалов © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Cтанция московского метрополитена «Терехово». Палитры используемых материалов © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина