Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.09.2015

Листья травы

Марина Игнатушко

О книге Валерия Нефедова «Как вернуть город людям», посвященной ландшафтному урбанизму и проблеме качества городской среды.


Книга профессора Валерия Нефедова «Как вернуть город людям» рассказывает о том, где, когда и почему человек чувствует себя хорошо. Какими средствами этого можно достигнуть, как сделать внешние условия благополучия достаточно устойчивыми. В пяти главах автор разбирает примеры международной практики обустройства общественных пространств: здесь есть и про Натур-парк Шёнеберг в Берлине, и про жилой комплекс 8 House Бьярке Ингельса. Этот анализ должен помочь жителям российских городов, в конце концов, сформировать социальный запрос на иное качество среды.
 
«Лион, набережная Виктора Оганера. Набережная Роны в центре Лиона спроектирована так, чтобы «история с географией» в самом популярном и контактном виде были доступны для всех жителей города – застывшая в ажурной бронзе на поверхности набережной реки карта-схема бассейна водосбора всех рек региона с притоками доходчиво поясняет, что и откуда течет и куда впадает... В жару особенно популярное место для приобщения к географии родного края». Текст и фотография © Валерий Нефедов
«Лион, набережная Виктора Оганера. Набережная Роны в центре Лиона спроектирована так, чтобы «история с географией» в самом популярном и контактном виде были доступны для всех жителей города – застывшая в ажурной бронзе на поверхности набережной реки карта-схема бассейна водосбора всех рек региона с притоками доходчиво поясняет, что и откуда течет и куда впадает... В жару особенно популярное место для приобщения к географии родного края». Текст и фотография © Валерий Нефедов

Кому адресована эта книга, вышедшая в издательстве «Искусство – XXI век»? Специалистам, чтобы составить точное представление о ландшафтном урбанизме. Одновременно, и самой широкой читательской аудитории, заинтересованной в выборе долгосрочных приоритетов развития среды собственного обитания. Эта читательская аудитория – без профессиональных и прочих границ – уже существует: помимо научной, преподавательской работы Валерий Нефедов активно делится информацией в социальных сетях. Его посты – как мини-лекции – учат наблюдать и прочитывать смыслы в различных картинках городской жизни. На фотографиях – в общем-то, знакомые всем нам по заграничным поездкам сюжеты. Мы ими любуемся, восхищаемся, запечатлеваем, но часто не можем сказать, собственно, чем же вызвано наше воодушевление? Нефедов доходчиво объясняет, и, оказывается, вот это неожиданное чувство сопричастности, созвучности и соразмерности, нахлынувшее на тебя в чужих краях, отражено в названии книги: хорошо – это если город принадлежит людям, и каждому человеку в отдельности.
 
«Лион, район Конфлуанс, набережная Рембо. На бывших портовых территориях с сохранившимися старыми складами появление здания RBC LYON 42 (Orange Cube) весьма убедительно показало, насколько появление Showroom concept в радикально новой интерпретации синтеза Архитектура + Дизайн + Реакция-на-среду может изменить образ и смысл места, сохранив в нем исторический «дух»... Никаких комплексов «трепетной» консервации наследия, но масса позитивных эмоций от реально инновационной архитектуры». Текст и фотография © Валерий Нефедов
«Лион, район Конфлуанс, набережная Рембо. На бывших портовых территориях с сохранившимися старыми складами появление здания RBC LYON 42 (Orange Cube) весьма убедительно показало, насколько появление Showroom concept в радикально новой интерпретации синтеза Архитектура + Дизайн + Реакция-на-среду может изменить образ и смысл места, сохранив в нем исторический «дух»... Никаких комплексов «трепетной» консервации наследия, но масса позитивных эмоций от реально инновационной архитектуры». Текст и фотография © Валерий Нефедов

Возможно, название покажется похожим на предвыборный лозунг какого-нибудь кандидата, однако же никакой кандидат в реальности такого не предлагает, и тем более на основании предоставления описаний точных критериев и качеств. А жаль… Очень важно разобраться, почему массовое отечественное благоустройство с его сезонной покраской бордюров и стрижкой травы непременно не выше 15 см, тоннами петуний, претенциозным мощением и кладбищенской эстетикой малых архитектурных форм – все это всего лишь отработка по накатанной, трата бюджета. Легковесное – не по деньгам, а по смыслу! – безответственное декорирование. И все привычные в наших городах планы озеленения с количественными показателями давно устарели, если цифры не интегрированы в целостную ландшафтно-градостроительную систему.
 
Париж. Парк Мартина Лютера Кинга на месте грузовой железнодорожной ветки. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым
Париж. Парк Мартина Лютера Кинга на месте грузовой железнодорожной ветки. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым

Особенность книги как раз в том и состоит, что автор не только рассказывает о занимательных приемах обустройства улиц, площадей, набережных и дворов. На полутора сотнях страниц найдутся художественные и утилитарные примеры: скульптуры, малые архитектурные формы – визуальные коды пространств, вертикальная планировка, позволяющая собирать дождевую воду. Главное, показано, как отдельные элементы взаимодействуют, и ландшафтники напрямую связаны с градостроительством. Парижский район Дефанс, финские набережные – абсолютно убедительны. Природа играет роль богатейшего пластического материала, в то же время, градостроительные решения включают в себя такой принцип, как сохранение биобаланса. Одной из актуальных составляющих ландшафтно-градостроительной системы стали бывшие промышленные территории, после реконструкции заполненные живой природой (парки Ситроен и Ла-Виллет в Париже, MFO в Цюрихе, Хай-Лайн в Нью Йорке).
 
Париж. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым
Париж. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым

По отдельным фразам, начиная с предисловия, может показаться, что автор настроен лирически: «попытаться «согреть» душу человека, находящегося вне дома». Однако в излишнем романтизме его трудно заподозрить: профессор Нефедов явно беспокоится о том, чтобы материал был усвоен и в заключении даже дает список проблем, решить которые необходимо, в первую очередь, для создания сбалансированного города. Но та теплота, которая прорывается у автора в тексте и фотографиях, неожиданно заставляет вспомнить историю со сборником Уолта Уитмена. Дело не столько в структуре «Листьев травы», и мировой демократии, о которой писал американец (кстати, в книге Нефедова на эту тему есть одна иллюстрация: скульптура «Памятник столетию финской демократии» на проспекте Маннергейма). Поэт говорил о взаимосвязи всего сущего, обращал внимание людей на то, о чем говорить было непринято… Стереотипы нашего сознания тоже пока мешают развеять морок кубометров, выхода полезных площадей, заклинания про зоны и инфраструктуру. Мы думаем о городе в этих категориях. Хотя понятие «образ жизни» уже влияет на определение качества недвижимости, путь к ландшафтному урбанизму неблизок. Но уже настало время развернуться в этом направлении.
 
Рио-де-Жанейро. По воскресеньям на городских магистралях вдоль пляжей и парков запрещено движение автомобилей на четырех из восьми полос. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым
Рио-де-Жанейро. По воскресеньям на городских магистралях вдоль пляжей и парков запрещено движение автомобилей на четырех из восьми полос. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым

Валерий Нефедов. Как вернуть город людям. Москва, «Искусство – XXI век», 2015.
ISBN 978-5-98051-142-5
Формат: 195×260
Объем: 160 с.
Тираж: 1000 экз.
Обложка, цв. илл.
Хельсинки. Малые формы уличного кафе с интеграцией живой растительности в качестве природного экрана, отделяющих потоки прохожих  от посетителей за столиками. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым
Хельсинки. Малые формы уличного кафе с интеграцией живой растительности в качестве природного экрана, отделяющих потоки прохожих от посетителей за столиками. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым
Стокгольм. Структура уличного ландшафта представляет собой чередование зеленых модулей, мест для отдыха и декоративной скульптуры. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым
Стокгольм. Структура уличного ландшафта представляет собой чередование зеленых модулей, мест для отдыха и декоративной скульптуры. Фотография из книги предоставлена Валерием Нефедовым