Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.06.2008

Разговор о форме: новый профессиональный журнал ‘SPEECH’

Юлия Тарабарина
Мастерская:
СПИЧ

Вчера в музее архитектуры Сергей Чобан и Ирина Шипова представляли первый номер нового архитектурного журнала ‘SPEECH:’, учрежденного архитекторами московской мастерской с таким же названием. Презентация сопровождалась лекцией токийских англичан Атрид Кляйн и Марка Дайтема и открытием выставки фотографий Юрия Пальмина

Журнал 'SPEECH:' №1. Тема: орнамент. Фотографии Елены Петуховой
Журнал 'SPEECH:' №1. Тема: орнамент. Фотографии Елены Петуховой

Новый журнал ‘SPEECH:’ – это основательный массивный том, занятый иллюстрациями наравне с убористым текстом. Он наполнен и даже точнее будет сказать – он переполняется информацией, чем оправдывает английскую расшифровку своего названия. Спич, как известно – это речь. Две точки после слова в логотипе журнала подчеркивают этот смысл: спич – написано на обложке, далее открываем и идет собственно рассказ, подробный, логично выстроенный, очень «собранный» и целенаправленный. Рекламы нет (sic!). А есть: развернутое вступление к теме, раскрывающие эту тему статьи о российских и зарубежных постройках, полный английский перевод по ходу, в конце публикации исторических текстов.

Главная особенность журнала ‘SPEECH:’ состоит в том, что он учрежден практикующими архитекторами – руководителями одноименной мастерской, образованной два года назад путем объединения бюро Сергея Чобана и мастерской «С.П.Проект» Сергея Кузнецова и Павла Шабурова: упомянутое двоеточие также призвано отличать логотип журнала ‘SPEECH:’ от мастерской ‘SPeeCH’. Можно подумать, что с появлением журнала сочетание букв, заложенное в имени мастерской как будто бы окончательно реализовало заложенный в него смысл.

И это – самое интересное, потому что учреждение профессионального журнала руководителями архитектурной мастерской – дело необычное, совсем нечастое, я бы даже сказала из ряда вон выходящее. Вторая его особенность, очевидная при чтении первого номера – заявка на разговор о пластике, почти что о «чистой форме». Третья особенность происходит из сочетания первой и второй: тема журнала – орнамент, одна из главных в российской архитектурной практике Сергея Чобана. Нельзя сказать, что орнаментальных мотивов здесь не было до Чобана, но именно с его появлением в России орнаментальные фасады стали темой. Лучше всего известны петербуржские Лангензипен и дом Бенуа, однако SPeeCH в Москве спроектировал уже два таких дома – офисный центр на Можайском валу и «Византийский дом».

В журнале тема рассматривается широко: вехи истории орнамента в русской архитектуры отмечает в своей статье профессор Владимир Седов, Бернхард Шульц обнаруживает «тайный орнамент» в архитектуре классического модернизма. В конце номера опубликован текст известной статьи Адольфа Лооса «Орнамент и преступление». Вероятно, что изгнание узоров из архитектуры стало следствием неправильного прочтения этого эссе – и таким образом публикация ключевого для темы «источника» разрешает длинную цепь споров, начатых сто лет назад. Дискуссия, однако, продолжается – и к ней журнал стремится привлечь как российских, так и зарубежных архитекторов практиков. Так, в рубрике «За и против» об орнаменте рассуждают два внешне очень похожих друг на друга архитектора с различными, хотя и не противоположными позициями – Кристоф Лангхоф и Николай Лызлов.

Основное содержание журнала – обзор орнаментальный тенденции в рамках неомодернизма. Это если не антология, то уж во всяком случае хрестоматия новейшего орнаментального модернизма. Тема, как говорится, раскрыта по классическим канонам – явление описано, проиллюстрировано, пунктиром показана традиция, к которой оно относится, и обозначены перипетии его развития на протяжении прошедшего века. Такой том хочется давать студентам – он профессионально закрывает некоторой пробел в знаниях.

Таким образом, архитекторы, разрабатывающие тему орнамента в своих проектах, инициировали искусствоведческое исследование этой темы и преспокойно встали в ряд, не выпячиваясь (из работ Сергея Чобана подробно рассмотрена только одна), но и не смущаясь соседством. Эта ситуация также необычна, потому что как правило московские архитекторы не очень любят сопоставлений. Настоящий модернист-радикал как будто бы должен постоянно придумывать нечто принципиально новое. Новое получается крайне редко, что само по себе совершенно нормально, но нынешние авторы в большинстве все же не любят сопоставлений. Хотя есть исключения, и их становится все больше. Журнал ‘SPEECH’ – исключение в квадрате, здесь архитекторы не только не чураются сопоставлений, а много более того – создают профессиональное издание, в котором искусствоведы и критики занимаются изучением актуальной для архитекторов темы.

Прежде всего это говорит о твердой уверенности в полноценности своего творчества – уверенности в том, что будучи поставлено в ряд, оно займет там достойное место. С другой стороны, этот подход – признак не-модернистского (может быть пост- или нео-модернистского) отношения к ситуации – недаром во вступлении написано о потребности восстановить давно прерванную традицию. Традицию поиска корней и определения своего места в ряду современных тенденций. Что – и это необходимо подчеркнуть – никак не связано с традиционализмом или консерватизмом как таковыми; здесь скорее можно говорить о поисках нового прочтения старой темы.

Собственно тема – орнамент, неисчепаема и говорить о ней можно бесконечно. Начав, например, с того, что орнамент это первая форма изобразительного искусства и одновременно письма, в нем есть ритм и высокая степень абстракции – обобщения. Поэтому неудивительно, что именно орнамент оказался наиболее простой и естественной формой привнесения изобразительности в модернистскую архитектуру. И насыщения этой архитектуры смыслом. Строго говоря, есть три основных пути «осмысливания» модернистской архитектуры – искать смысл в простых формах как таковых, создавать крупную «говорящую» форму (на что-то похожую) и – покрывать поверхности рисунками. Последний путь наименее пластичен, он работает по части дематериализации поверхности (наряду с блеском стекла), зато наиболее насыщен информационно.

Безусловно, это выглядит очень основательно. Но все же самое интересное в этом журнале – то, что он часть осмысления живого творческого процесса, его почему-то хочется понять как разновидность манифеста, сделанного с немецкой основательностью, французской элегантностью и русской увлеченностью.

Журнал будет выходить два раза в год. Не все номера будут посвящены разбору таких «формальных» тем, как орнамент. Вероятно, далее последует журнал, посвященный взаимоотношению современного проектирования и памятников архитектуры – рассказывает главный редактор ‘SPEECH’ Ирина Шипова. Однако основные особенности издания будут сохраняться: каждый номер будет стремиться максимально раскрыть какую-то одну тему, актуальную для современной архитектуры, рассмотреть наиболее интересные воплощения темы в русской и зарубежной архитектуре, а темы будут связаны с той частью профессии архитектора, которая дает основания считать ее искусством (а не только частью торговли квадратными метрами).

Такой подход востребован профессионалами – это заметно хотя бы потому, что на презентации журнала в музее архитектуры присутствовали известные московские архитекторы и немецкий архитектор Кристоф Лангхоф. Презентацию сопровождал «телемост» – лекция архитекторов Астрид Кляйн и Марка Дайтэма, работающих в Токио. Также была открыта выставка фотографий Юрия Пальмина, организованная фотоагентством «Формат».

Выставка называется «Орнаментальные фасады Москвы» и представляет 9 из 12 фотографий, сделанных Юрием Пальминым для первого номера журнала ‘SPEECH’. Фотографии, как всегда, хороши и представляют собой подборку характерных образцов фасадного орнамента для разных периодов – от эклектики через модерн и далее вплоть до «скрытого орнамента» классического модернизма. В журнале фотографии Пальмина становятся еще одним, альтернативным способом подачи истории архитектурного орнамента. В музее они становятся «вторым фасадом», который и убирать-то жалко.

Фотографии размещены прямо во дворе музея (там же была и презентация) – они напечатаны на пластиковой сетке, которой затягивают строительные леса и натянуты на металлические конструкции высотой больше двух метров. Таким образом перед стеной дома Талызиных возникает плоскость, несущая на себе экспозицию, посвященную фасадам – второй фасад, фасад-дубль. Это эффектно и для музея необычно, поэтому на экспозицию стоит взглянуть. Выставка проходит в рамках московской архитектурной биеннале и продлится до 23 июня.

Первый номер 'SPEECH:' можно приобрести в книжном магазине «Москва» на Тверской ул., книжной лавке Музея архитектуры, в МАрхИ,
или оправить элктронную заявку на приобретение журнала по адресу: [email protected]

Сергей Чобан
Сергей Чобан
Давид Сакрисян и Ирина Шипова
Давид Сакрисян и Ирина Шипова
Александр Скокан и Юрий Волчок
Александр Скокан и Юрий Волчок
Кристоф Лангхоф, Ирина Шипова и Бернхард Щульц
Кристоф Лангхоф, Ирина Шипова и Бернхард Щульц
Алексей Бавыкин и Евгений Асс
Алексей Бавыкин и Евгений Асс
Павел Андреев и Павел Шабуров
Павел Андреев и Павел Шабуров
Выставка «Орнаментальные фасады Москвы» во дворе музея архитектуры
Выставка «Орнаментальные фасады Москвы» во дворе музея архитектуры
Выставка «Орнаментальные фасады Москвы» во дворе музея архитектуры
Выставка «Орнаментальные фасады Москвы» во дворе музея архитектуры