В конкурсном проекте ТПО «Резерв» золото побед ощущается почти буквально – оно становится блестящим слитком, заключенным в регулярную решетку светлого камня. Но это не единственный из многих сюжетов, заложенных в архитектуру здания.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России © TПО «Резерв»
В конце июля было объявлено, что ТПО «Резерв» стало победителем конкурса на концепцию нового здания Олимпийского комитета России. В конкурсе участвовало семь мастерских (проекты других участников можно увидеть здесь).
Новое здание планируется построить на месте старого, сооруженного к Олимпиаде 1980 года – его невысокий параллелепипед сейчас вытянут вдоль Новолужнецкого проезда, от эстакады Комсомольского проспекта в сторону реки. Новый ОКР полностью займет прямоугольный участок, но станет выше предшественника: вместо четырех этажей – десять, общая площадь 80 000 м2. Здание планируется строить на деньги инвестора, который получит половину рабочих помещений, поэтому оно логичным образом разделилось на два корпуса, что определило как минимум две особенности. Одна – планировочная: комитет предпочитает коридорно-кабинетную систему, поэтому его помещения архитекторы, согласно ТЗ, разделили на кабинеты, достаточно просторные, в среднем по 18 м2 каждый; а планировку площадей инвестора решили в духе популярного open space. Между тем техническое задание требовало сделать комитетский и инвесторский корпуса, с одной стороны, «равными и независимыми», а с другой – объединить их в «единый корпус с общим пространством». Архитекторы, справедливо оценив данную задачу как противоречивую (см. авторское описание), справились с ней, между тем, вполне успешно.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. Генеральный план © TПО «Резерв»
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. План 4 этажа. Слева кабинеты ОКР, справа open space будущего инвестора © TПО «Резерв»
Оба корпуса вписаны в контуры простой фигуры, близкой к параллелепипеду, и разделены просторным двором-площадью, широкий раструб золотистых стен которого раскрыт в сторону Москвы-реки и высотки МГУ на Воробьевых горах – несимметричные скосы стен авторы тщательно просчитали для того, чтобы добиться наилучшей панорамы. Двор и разделяет, и объединяет корпуса, а связность и единство объема в целом подчеркнуты решетчатой кровлей-вывеской: встроенные в её плоскость пять колец будут светиться ночью.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. Вид из двора на юг, в сторону арены «Дружба» © TПО «Резерв»
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. «Золотая площадь» © TПО «Резерв»
Модуль тонкой белой сетки фасадов подчеркнуто прост: клетки, на торцевых стенах квадратные, на продольных разделены пополам по вертикали – получается довольно дробно, но равномерно и спокойно, как дань классическому модернизму и, следовательно, памяти старого здания. Как ни странно, чистая поэтажная клетка в своей простоте выглядит свежо: в последние годы в Москве стало модным прятать масштаб зданий, объединяя этажи по два-три, а здесь всё неожиданно честно, как тетрадный лист. Хотя один оптический прием всё же присутствует: деление клеток на две части по вертикали заставляет наш глаз думать, что модульных шагов вдвое больше, а «брусок» здания – протяжённее и тоньше, чем есть на самом деле.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России © TПО «Резерв»
Всё вместе складывается в простой и легкий образ с несколькими смыслами. Первый считывается легко и ясно: перед нами слиток олимпийского золота, заключенный в структурную материю белых фасадов наподобие аметистовой щётки в оболочке известкового камня. Снаружи просто и рационально, внутри – интригующе блестит, обнаруживает драгоценность содержимого. Решетку фасадов можно понять как визуальное воплощение административной работы комитета: бумаги, кабинеты, бухгалтерия, рутинный, но строго организованный процесс. Золотистый двор, вырезанный в клетчатом объеме, проявляет его суть и цель, намекая на награды победителей. Впрочем надо сказать, что Владимир Плоткин не был бы собой, если бы золото двора выглядело как оплавленный слиток – сияние складывается из дискретных ламелей, нанизанных на вертикальные оси и повернутых, как условно нарисованные флажки-медали, под разными углами. Вблизи получается объемная штриховка, рисуночное изображение пластичного золота: свет, блеск, тень; а издали, к примеру если посмотреть в бинокль со Смотровой площадки, оно сольется в золотистую пещеру. Однако здание задумано прозрачным, проницаемым, практически без тяжести, как сложный, но рационально спланированный рисунок в объеме – эта структурированная легкость, делающая здание почти молекулярной решеткой с редкими оживляющими вкраплениями массы – одна из фирменных особенностей архитектуры Владимира Плоткина.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. «Золотая площадь» © TПО «Резерв»
Вторая тема – контекстуальная. Если смотреть вдоль Новолужнецкого проезда, то в перспективе будет видна высотка Президиума Академии наук, построенная Юрием Платоновым в семидесятые годы: хорошо заметная в ландшафте белая башня с золотистым навершием. Здание ОКР в проекте Владимира Плоткина вторит Академии, вступает в диалог, создавая, по словам авторов, «близкий по масштабу золотой массив», в чем-то, впрочем, альтернативный – горизонталь вместо вертикали, углубление вместо объема. Между зданиями, а расстояние между ними достаточно велико, возникает продольная, осмысленная градостроительная ось.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России © TПО «Резерв»
И наконец, треугольный двор между корпусами играет не только роль эффектной рамы для созерцания Воробьевых гор, но и создает новую перпендикулярную ось, параллельную Комсомольскому проспекту: узкое ущелье, образованное раструбом двора на северо-востоке, станет проходом в сторону территории, где через некоторое время планируется новая стройка на месте Института гелия – новый район получит таким образом выход к Лужникам.
Схема организации потоков. Штаб-квартира Олимпийского Комитета России © TПО «Резерв»
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. План © TПО «Резерв»
«Золотая площадь» должна стать общественным, городским пространством: на первых этажах авторы запланировали магазины и кафе. Более того, апеллируя к открытости и объединяющей роли Олимпийского движения как такового, архитекторы предложили связать оба корпуса «пешеходной тропой» из череды пандусов: она проходит вдоль уличного фасада в первом этаже инвесторского корпуса, поворачивает направо, пересекает двор, и, постепенно поднимаясь, продолжается вдоль фасадов ОКР в уровне второго этажа, заканчиваясь небольшой консолью – своеобразной смотровой площадкой, обращенной к Лужникам. Тропа – сюжетное авторское дополнение, по ней, согласно замыслу, может проходить маршрут ознакомительных экскурсий, посвященных деятельности комитета.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. Аксонометрия с обозначенной на ней (оранжевым) экскурсионной тропой © TПО «Резерв»
Смотровой консоли на торцевом фасаде вторит золотистая ниша – уступ в пандан выступу, она еще раз подчеркивает, что любой вырез в решетчатой материи фасадов обнаруживает золотую начинку. Северо-западный фасад – второй главный, здесь находится ближайший к метро вход, ведущий в конференц-зал ОКР, здесь же собраны легкие акценты и изящные детали: консоль, ниша, и четыре тонкие опоры радужных цветов. Лучший вид на здание, таким образом – со стороны Комсомольского проспекта и Новолужнецкого проезда, позволяет увидеть два главных фасада одновременно.
Внутри оба корпуса пронизаны атриумами – впрочем, еще не решено, будут они застеклены или останутся открытыми. Центральная часть корпуса ОКР занята большим конгресс-холлом, кровлю которого предполагается озеленить, устроив на ней большой внутренний двор, за сценой расположился ромбический атриум, дальше – треугольный с лифтами. Разномасштабное, многоярусное пространство пронизано навесными мостами; с другой стороны, атриум инвесторской части снабжен широким входным вестибюлем, обращенным к «Золотой площади», и лестницей – не вполне винтовой, но всё же она поворачивает и «закручивает» вокруг себя двор. Атриумы корпусов, также как и лаконичная сетка фасадов, напоминают о старом здании ОКР: простом параллелепипеде с двумя квадратными дворами – и следовательно выстраивают ещё один уровень связей, помещая здание уже не в градостроительный, а в исторический контекст. Впрочем, если мы сравним предложение «Резерва» с простыми регулярными дворами старого здания, то станет очевидно, что хотя современная архитектура унаследовала неизбежность атриумов от модернизма семидесятых, режиссура пластики внутреннего пространства сейчас стала намного сложнее, эмоциональнее и пластичнее. Этот внутренний, пространственный слой проекта наполнен архитектурной сценографией начиная от экскурсионной тропы и заканчивая тропами клерков в многоярусных дворах. В отличие от графичных фасадов и живописного золота он пластичен и подвижен: для человека, передвигающегося по внутреннему пространству корпусов с их мостами, лестницами и внутренними пустотами, то вертикальными, то просторными, чередующими все известные виды углов – оно, надо думать, покажется и динамичным, и театральным.
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. Атриум офисного корпуса инвестора с десятиэтажной стеной вертикального озеленения © TПО «Резерв»
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. Разрез © TПО «Резерв»
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. План 1 этажа © TПО «Резерв»
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. План 2 этажа © TПО «Резерв»
Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. План 3 этажа © TПО «Резерв»
Между тем описанное наслоение архитектурных идей и впечатлений предполагается реализовать скромными средствами. «Понимая экономические сложности нашего времени, мы досконально изучили тему импортозамещения, – рассказывает Владимир Плоткин, – в частности, нашли ряд российских производителей камня, который мог бы подойти для облицовки фасадов».
Проект, таким образом, точно помещен в контекст, причем в самом широком смысле: от экономического, с оглядкой на кризисное время, до исторического и городского, апеллирующего к прежнему зданию ОКР семидесятых, к Президиуму Академии Юрия Платонова, и заканчивая самым главным контекстом, а точнее, функцией здания как офиса: об Олимпийском движении напоминает и почти осязаемое золото побед, условными флажками вывешенное перед входом, но есть и более абстрактные аллюзии, как, к примеру, роль движения как общественного, объединяющего, мирного. Главная, «золотая» олимпийская тема, опасная своей очевидностью, приведена к той грани пластической чистоты и легкости, на которой её ясность не пугает, а радует, и все здание становится даже издали вывеской самого себя. Если всё получится со строительством – то через пару лет, стоя на смотровой площадке, прекраснейшим образом можно будет сказать: во-он Академия, а вот, правее Большой спортивной арены, поблескивает Олимпийский комитет. Неплохая могла бы быть компания. Штаб-квартира Олимпийского Комитета России. Панорама с Воробьевых Гор © TПО «Резерв»
|