Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.05.2015

В защиту павильона-«рюмки» в аэропорту «Шереметьево»

Анна Броновицкая, Ольга Казакова

Посадочный павильон «Шереметьево», маленький памятник модернизма и символ истории аэропорта, оказался под угрозой сноса.

Посадочный павильон аэропорта «Шереметьево». 1964. Архитекторы Г.А. Елькин, Г.В. Крюков, М. Чесаков, М.Б. Гуревич, Л. Иванов, инженеры Н.И. Ирмес, В.М. Аксенов, А.Н. Прицкер. Фотография © Институт модернизма
Посадочный павильон аэропорта «Шереметьево». 1964. Архитекторы Г.А. Елькин, Г.В. Крюков, М. Чесаков, М.Б. Гуревич, Л. Иванов, инженеры Н.И. Ирмес, В.М. Аксенов, А.Н. Прицкер. Фотография © Институт модернизма


Международный аэропорт «Шереметьево» был построен под Москвой в 1964 году, на подъеме исторического оптимизма. Тогда казалось, что СССР готов на равных соперничать – и сотрудничать – с самыми высокоразвитыми странами мира. Суперсовременный аэропорт мыслился как место встречи и проводов международных делегаций.

Связанный галереей с терминалом «Шереметьево-1» круглый посадочный павильон со смотровой площадкой в верхнем уровне – архитектурный фокус всей композиции. Сегодня терминал устарел, и владельцы аэропорта хотят его снести, чтобы построить новый. Желание понятное, но непонятно, зачем уничтожать и посадочный павильон – маленький архитектурный шедевр, украшение и символ истории аэропорта, которому легко можно найти новое применение.
 
Посадочный павильон аэропорта «Шереметьево». 1964. Архитекторы Г.А. Елькин, Г.В. Крюков, М. Чесаков, М.Б. Гуревич, Л. Иванов, инженеры Н.И. Ирмес, В.М. Аксенов, А.Н. Прицкер. Фотография © Институт модернизма
Посадочный павильон аэропорта «Шереметьево». 1964. Архитекторы Г.А. Елькин, Г.В. Крюков, М. Чесаков, М.Б. Гуревич, Л. Иванов, инженеры Н.И. Ирмес, В.М. Аксенов, А.Н. Прицкер. Фотография © Институт модернизма

Сооружения советского модернизма 1960-х – 1970-х годов не защищены законом из-за неповоротливости нашей системы охраны наследия. Среди них есть памятники, ценность которых очевидна, но которые могут быть уничтожены раньше, чем будут поставлены на государственную охрану. Сегодня специалисты пытаются отвести угрозу, нависшую над посадочным павильоном «Шереметьево». Archi.ru публикует письмо, направленное министру культуры Московской области Институтом модернизма.

Присоединить свой голос к защите знаменитой «Рюмки» можно, подписав обращенную к администрации аэропорта петицию на Сhange.org.



 
Посадочный павильон аэропорта «Шереметьево». 1964. Архитекторы Г.А. Елькин, Г.В. Крюков, М. Чесаков, М.Б. Гуревич, Л. Иванов, инженеры Н.И. Ирмес, В.М. Аксенов, А.Н. Прицкер. Фотография © Институт модернизма
Посадочный павильон аэропорта «Шереметьево». 1964. Архитекторы Г.А. Елькин, Г.В. Крюков, М. Чесаков, М.Б. Гуревич, Л. Иванов, инженеры Н.И. Ирмес, В.М. Аксенов, А.Н. Прицкер. Фотография © Институт модернизма




 
Министру культуры
Московской области
О.А. Рожнову

Уважаемый Олег Александрович!

В средствах массовой информации были опубликованы сведения о готовящемся сносе круглого посадочного павильона аэровокзального комплекса «Шереметьево-1».

Аэровокзальный комплекс «Шереметьево-1» был построен в 1964 году по проекту архитекторов Г.А. Елькина, Г.В. Крюкова, М. Чесакова, М.Б. Гуревича, Л. Иванова, инженеров Н.И. Ирмеса, В.М. Аксёнова, А.Н. Прицкера.
Круглый посадочный павильон, получивший название «Рюмка», изначально был спроектирован как архитектурная доминанта, визитная карточка международного аэропорта «Шереметьево», и именно этот павильон после открытия комплекса аэропорта в 1964 году стал одним из важнейших символов новой советской архитектуры.

Его историческая ценность бесспорна – именно здание посадочного павильона было создано, чтобы формировать положительный яркий образ СССР у прибывающих из-за рубежа официальных делегаций и других иностранных граждан, продемонстрировать архитектурные возможности современного, открытого для внешних контактов и обладающего современным архитектурным мышлением и строительными технологиями, передового государства.
При проектировании круглого посадочного павильона было разработано совершенно уникальное архитектурно-художественное решение, с одной стороны, абсолютно оригинальное, воплотившее эстетические ценности своего времени, с другой – связанное с традициями архитектуры русского авангарда, эпохи величайших достижений и новаторства в сфере архитектуры, дизайна и формообразования. Разработанное и воплощенное в начале 1960-х годов решение по сей день не потеряло своей актуальности и зрительной эффектности.

В силу своих высоких художественных достоинств павильон «Рюмка» был запечатлен во множестве публикаций в профессиональной и широкой прессе, вошел во многие художественные фильмы, в том числе – «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973, реж. Э.А. Рязанов), «Мертвый сезон» (1968, реж. С. Кулиш) и др.

Конструктивное решение круглого павильона «Рюмка» также являлось абсолютно передовым для своего времени и представляет собой значительный интерес по сей день. Несущей конструкцией здания является железобетонный каркас, состоящий из 28 прямоугольных железобетонных колонн, связанных для жесткости арматурой с междуэтажными перекрытиями. Это коническое, расширяющееся кверху трехэтажное сооружение увенчано 28-метровым консольным вылетом крыши, конструкция которой состоит из железобетонных ферм пролетом 18 метров. Широкий, диаметром 86 метров, круглый навес, словно зонт, накрывает посадочный павильон.

На сегодняшний день существует успешный международный опыт сохранения и использования исторических павильонов на территории современных аэровокзальных комплексов. Так, терминал компании Trans World Airlines (TWA) на территории аэропорта им. Джона Кеннеди в Нью-Йорке, США, построенный в 1962 году по проекту архитектора Эро Сааринена и представляющий собой уникальную птицеобразную конструкцию, был в свое время представлен как абстрактный символ полета и получил прозвище «крылатой чайки». В 2001 году терминал прекратил свою работу. В 2013 году компания Andre Balazs Properties выиграла тендер на право реконструкции старой птицеобразной части терминала. Планируется перестроить его в отель, который будет включать конференц-центр и музей, посвященный истории терминала. В апреле 2015 года проект реконструкции павильона «Крылатая чайка» получил приз DoCoMoMo США «Award of Excellence» за сохранение одного из наиболее выдающихся зданий, определивших облик архитектуры США в ХХ веке.

Посадочный павильон «Шереметьево-1», безусловно, в не меньшей степени является частью культурного достояния и выдающимся архитектурным сооружением России ХХ века. В середине 1960-х годов облик данного павильона играл важную роль в формировании культурной идентичности народов СССР и, кроме того, за счет высокой “проходимости” места его расположения, отразился в сознании колоссального количества людей всего мира как важный символ достижений СССР в области архитектуры.

Учитывая высокую историко-культурную ценность посадочного павильона «Рюмка», прошу Вас включить указанный павильон в список объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. На основании п.4 ст.36 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» прошу Вас принять меры по обеспечению физической сохранности данного здания до принятия решения о включении его в перечень выявленных объектов культурного наследия. Для обеспечения сохранности здания прошу Вас направить в адрес собственника объекта, ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», письменное предписание о приостановлении любых работ, угрожающих его сохранности.

С уважением,

Директор института модернизма,
Кандидат искусствоведения О.В. Казакова



Директор по исследованиям,
Кандидат искусствоведения А.Ю. Броновицкая


Приложение:
Сканы фотографий павильона 1970-х годов – 3 шт.