Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

02.04.2015

Единственный и верный штрих

Алла Павликова
Объект:
Интерьер приемной компании МГПМ
Адрес:
Россия, Мытищи.
Мастерская:
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Олжас Кузембаев превратил стойку ресепшна в арт-объект, подчинив фанерной змее всё небольшое пространство входной зоны офиса компании МГПМ в Мытищах.

Интерьер приемной компании МГПМ
Интерьер приемной компании МГПМ
© Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Тесное и давнее сотрудничество мастерской Тотана Кузембаева и МГПМ вылилось в создание ряда интересных проектов, среди которых нельзя не отметить интерьер, разработанный для самой градостроительной группы. Точнее, конечно, говорить не целиком об интерьере приемной зоны, а только об одном ее элементе, который, однако, полностью преобразил существующее пространство.

Офис компании расположен в подмосковном городе Мытищи, неподалеку от железнодорожной станции, в здании офисно-торгового центра «Альта», построенного в 2008 году по проекту самой компании. Внутри этой высокой полосатой башни штаб-квартира МГПМ заняла два этажа, решенные в сдержанных тонах, с использованием современных материалов и открытых пространств с высокими потолками и остекленными переговорными.

Проведя некоторое время в стенах своего уютного офиса, руководство компании пришло к выводу, что входной зоне, встречающей посетителей сразу за лифтовым холлом, явно не достает некоего яркого акцента – не кричащего, но выгодно отличающего ее от всех прочих стандартных решений. Зону ресепшна хотелось выделить особо, не нарушая при этом целостности восприятия существующего интерьера. А для отделки решено было использовать исключительно натуральное дерево – излюбленный материал бюро Тотана Кузембаева, который одним из первых в нашей стране спустя долгое время обратился к нему и продемонстрировал его совершенно уникальные возможности. Неудивительно, что именно в его мастерскую и пришли владельцы мытищинского офиса. Для них архитектор Олжас Кузембаев придумал простое в реализации, но очень интересное решение, обернув небольшое пространство объемной оболочкой, которая при всей динамичности своей формы выполнена из теплого статичного дерева.

Входя в офис, посетитель сразу видит стойку ресепшна, похожую на причалившую к берегу лодку. Ее узкий приподнятый «нос» поставлен на массивные опоры, а «борта» забраны крупными панелями. Гибкая скульптурная форма разбита на плоскости фанерных панелей с нарочито широкими стыками – они напоминают карандашные, или программные линии построения объема, но фокус в том, что все элементы треугольные, треугольник становится базовым модулем – так же, как он был основой формообразования в другом недавнем проекте бюро Кузембаева – фасаде ТЦ «Пять планет». Пристыковавшись к стене, «лодка» прорастает вверх подобием трещиноватого ствола или даже плюща: здесь сетка стыков начинает напоминать геометризированный рисунок ветвей вьющегося растения – поверхность прорастает дальше, оплетая широким непрерывным полотном весь потолок, и наконец, добравшись до противоположной стороны миниатюрного помещения ресепшна, резко спускается вниз, закрывая торцевую стену деревянным экраном – гладким, уже без стыков, но зато с логотипом компании и информационным экраном.
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Концепция © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Концепция © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Получается, что острый нос стойки смотрит, или даже указывает на логотип – как палец или голова змеи. Такой вот круговорот формы в замкнутом пространстве. Сложно даже сказать, может быть это вовсе никакая не лодка, а некое струящееся животное, скорее всего фантастическое, киношное, но все же змеевидное: течет по стене, по потолку, постепенно собирает себя в ребристую «шею», чтобы в конце концов уставиться в свой забытый на другой стене хвост. Здесь вспоминается дом-дракон Тотана Кузембаева – и решение кажется логичным, развивающим тему фантастического зверя. Но там зверь был ребристый, в чём-то даже архаический, а здесь футуристический – не расстается с компьютерным прототипом. Можно и больше сказать: некоторая незаконченность, имманентная эскизность объема, сложенного из треугольников попадает в резонанс с фанерой как материалом в сущности временным. Хотя здесь панели плотные и идея эскизности появляется лишь где-то на дне сознания – предмет же сам по себе воспринимается как добросовестно исполненный и качественный.

Панели из многослойной фанеры не только, как было сказано выше, все имеют форму разнообразных, хотя и близких по размеру модулей-треугольников, они ещё и выпилены нарочито рельефно: полосатая фактура стыка, так же и образованный им уступ играют немалую роль в общем впечатлении от этого сросшегося с пространством арт-объекта. Каждый элемент был изготовлен на ЧПУ, а затем они были собраны на каркас. Несмотря на трудоемкость задачи реализовать проект удалось довольно быстро – уже минувшим летом удивительный арт-объект был закончен.
Интерьер приемной компании МГПМ. Фрагмент © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Фрагмент © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Фрагмент © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Фрагмент © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Фрагмент © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Фрагмент © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева

Как видно, целостность и непрерывность движения сыграли главную роль в формировании пространства. Зрелищности же ему добавила эффектная подсветка: длинные светильники, как прожилки листа, встроены в крупные швы между фанерными модулями. Надо заметить, что по ходу движения от носа стойки к потолку швы становятся все уже и незаметнее, а затем, достигая противоположной стены, исчезают вовсе. Там лакированная поверхность несет на себе большой экран встроенного телевизора и крупные, ярко подсвеченные буквы логотипа компании, напоминающие всем вошедшим, что они оказались все-таки в деловом офисе, а не в живописной прибрежной гавани.
Интерьер приемной компании МГПМ. Подсветка © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ. Подсветка © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Интерьер приемной компании МГПМ © Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева