Выставка с модным названием «Фэшн Аркитектс» открылась на днях в галерее ВХУТЕМАС. 15 концептуальных макетов небоскребов, вырезанных из фанеры при помощи лазера, дефилируют в синтетическом пространстве свето-музыкальной инсталляции, воплощая тему сменяемости моды в архитектуре. Впервые эти макеты были показаны зрителям в начале прошлого лета на АРХ-Москве
На первом плане башня «Шестерня». Архитектрное бюро А-Га. Фотографии Натальи Коряковской
Тема вертикали в городе, а особенно в Москве для архитекторов одна из ключевых – спроектировать небоскреб, как заметил куратор выставки Антон Кочуркин, значит выразить свои самые большие амбиции. Все представленные «башни» демонстрируют очень разные подходы к формообразованию: здесь и аллюзии на архитектоны Малевича, и обращение к биоморфным формам, и атектоничные построения с вынутыми кусками массы, испещренные орнаментом и напоминающие литую скульптуру. Интересно, что некоторые участники проекта отреагировали на тему небоскреба уходом в совсем, казалось бы, неархитектурные области. В ряде «башен» изначальная формообразующая это, например, ураган, вихрь, смерч, скручивающий ее тело в некую воронку, как Tornado-Tower группы AK_Reflection, или колыхающийся вихревой столб, на который похожа Пауэр Тауэр архитектурного бюро PANACOM.
Строго говоря, это уже не архитектура как таковая, а некие самоценные скульптурные объекты, концентрирующие в себе концептуальные основы проектирования воображаемого небоскреба каждого из участников. Они лишены деталировки и сосредоточены на объемных и образных качествах. Перенос символичной формы в материал стал возможен при помощи специальной техники – каждое из 150 сечений башни лазером вырезалось по контуру на фанере, и когда они складывались, получалась объемная фигура.
Надо сказать, что идея этих небоскребов родилась гораздо раньше нынешней выставки. Все они уже были продемонстрированы публике в рамках проекта, который делал тот же куратор Антон Кочуркин для прошлогодней АРХ-Москвы. Придумывать дизайн стенда, не зная, что за работы на нем будут выставлены, Антон не стал. Вместо этого он обратился к архитекторам с предложением конкретной темы – «вертикали в городе», на которую они могли пофантазировать в заданном масштабе – 30х30 в сечении и не превышая 1.80 метра. Так в ходе реализации дизайн-проекта стенда родилась идея нетипичной подачи работ с большими, в человеческий рост макетами.
Решив показать их снова, Антон Кочуркин решил сделать башни частью инсталляции, создав при помощи света и музыки некое особое пространство, воссоздающее ощущение неоднородной городской ткани и соединяющееся с ассоциациями из мира модных дефиле. Как в непрерывное звучание музыкальной композиции, написанной специально для проекта группой Exit Project, вторгаются куски разных городских зарисовок, живые сэмплы и мелодические созвучия, так и сам город как архитектурный организм делится на какие-то фрагменты, осколки, собрать которые воедино и увидеть город целиком никогда не удается.
На «городскую» тему накладывается еще одна, выраженная названием выставки, тема фэшн или индустрии моды. Антон Кочуркин собирался проиллюстрировать эту идею, создав в зале атмосферу модного дефиле, сопровождаемого светом и музыкальными композициями. Вместо хрупких телом живых моделей в дефиле участвуют башни, которые, переставая быть архитектурой, удаляются к более легкой, по мнению Антона Кочуркина, форме искусства – миру моды. Особая техника, при помощи которой создавались макеты, выявила подходы, напоминающие больше работу модельеров, нежели архитекторов. Все 15 башен очень разные и в то же время они одинаковы по своему почти антропомофному масштабу – и это сходство макета в человеком (или манекеном?) поддерживает заложенную в названии выставки тему дефиле и превращает ее в перформанс.
Зритель проходит между небоскребами, и, будучи почти одинакового роста с ними, попадает в сферу воздействия «живой» экспозиции. Если на АРХ-Москве башни демонстрировались без сопровождения света и воплощали лишь разные авторские подходы к теме высотного здания, то, став участниками инсталляции, они обрели еще один уровень смысла. Здесь, в пространстве галереи все внешние факторы, такие как свет, музыка, кино работают на воплощение идеи сменяемости архитектурной моды, в которой сами небоскребы, оторвавшись от архитектуры, превратились в фешн объекты.
Реализовать свой давний замысел экспозиции, контактирующей со зрителем, Антону Кочуркину и галерее ВХУТЕМАС помогла компания WACOM, известная своими графическими планшетами и интерактивными дисплеями. В рамках выставки они решили совместно провести скетч-турнир, в ходе которого желающие могли бы поработать на таких вот интерактивных планшетах, которые для современных архитекторов и дизайнеров все чаще заменяют привычные орудия труда. Устроители турнира призывают схлестнуть воображаемые перья в творческом соревновании – ну что ж, атмосфера выставки этому только способствует. Пауэр Тауэр. Архитектурное бюро PANACOM
Tornado-Tower. AK_Reflection
Слоеный небоскреб. MANUIPULAZIONE INTERNAZIONALE
Снебапад. Архитекторы Гикало Купцов
СпелеоДом. Архитектурная мастерская «Витрувий и сыновья»
Город. Екатерина Головатюк
Sun loop building. Антон Кочуркин
|