Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.11.2014

Антон Шаталов: «В Сибири для пассионариев наилучшая среда, непаханое поле»

Юлия Тарабарина

Куратор выставки «Прошлое, настоящее и будущее Красноярска» – о городе, который находится сейчас «на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя».

Куратор выставки, архитектор Антон Шаталов. 2014
Куратор выставки, архитектор Антон Шаталов. 2014

Архи.ру:
– Что Вы покажете на «Зодчестве»?
 
Антон Шаталов:
– Мы покажем наш город. Его рождение, взросление, его сегодняшние болезни и проблемы. Обозначим современные вызовы и, конечно же, покажем стратегии на примере конкретных, городских преобразований, только планируемых сегодня.
 
– Чего зрителям ждать от Вашей выставки, в чем ее основной смысл?
 
– Мне кажется, что ждать ничего не стоит, нужно будет просто прийти и посмотреть. Надо сказать, что площадка Зодчества выбрана нами для премьеры. По окончании фестиваля выставка переедет в Красноярск. Это не обычная статичная экспозиция, а светопроекционное шоу, где за несколько минут мы сможем зафиксировать основные контрапункты развития города, увидеть ошибки, сформулировать задачи и найти их решения. Мы пытаемся современным, но при этом доступным языком показать связь времен. Город должен производить, зарабатывать, конкурировать в нашем глобальном мире. Но главным объектом состязания городов сегодня становится человек, его интеллектуальный потенциал, его счастье и его умение создавать и улучшать среду вокруг себя. Города должны становиться магнитами, притягивать новых талантливых молодых пассионариев. А именно для них в Сибири наилучшая среда – непаханое поле, здесь есть что создавать, только надо разрешить им это делать, создать для них условия, построить гуманитарную, физическую и материальную инфраструктуру.
Схема световой экспозиции на Зодчестве / предоставлено Антоном Шаталовым
Схема световой экспозиции на Зодчестве / предоставлено Антоном Шаталовым

– Кто ваша аудитория, к кому Вы обращаетесь?
 
– Мы обращаемся к горожанину, в голове которого возникают вопросы: каким должен стать Красноярск, чтобы тут хотелось жить и работать; как должна преобразоваться среда и инфраструктура; что нового сможет предложить город, чтобы я проголосовал за него своей пропиской? Город, построенный когда-то на производстве, стремительно осваивает сферу услуг, становится все более и более удобным для горожан. Красноярск находится на этапе социальной эволюции, когда людям предоставляется безграничный выбор возможностей для проявления себя. Свобода выбора обнажает конкурентные преимущества среды обитания. Потребитель выбирает пространство для жизни и архитектуру, как оболочку своей жизнедеятельности, словно выбирает одежду в магазине. Человек мобилен, человек стремится к счастью. Задача архитекторов и градоустроителей сделать путь к счастью каждого горожанина наименее тернистым, сохранить и привлечь светлые мозги для качественного преобразования среды обитания под названием «город».
 
– Касается ли Ваша выставка темы нынешнего года («актуальное идентичное») и если да, то как?
 
– Безусловно. Природа и этот ландшафт формировались здесь миллионы лет, и всего чуть менее четырехсот лет эту землю населяют люди. Антропогенный ландшафт грубо противостоит ландшафту природному. Стратегии, заложенные нами – как возвращение к невинности – попытка отдать должное тому физическому пространству, в котором мы живем. Эволюция ландшафта – главный лейтмотив нашей экспозиции.
Рекреационный каркас города Красноярска / предоставлено Антоном Шаталовым
Рекреационный каркас города Красноярска / предоставлено Антоном Шаталовым

– Считаете ли Вы правильным искать идентичность и уникальность сейчас, или может быть логичнее сосредоточиться на качестве жизни? Или, наоборот, на общечеловеческих проблемах, забыв про своеобразие?
 
– Во всем важен баланс. В данном случае одно не исключает другое, а скорее дополняет.  Можно следовать глобальному тренду повышения качества жизни совершенно уникальным своим способом. Критерии качества и удобства разнятся от страны к стране, от одной местности к другой. Бытие определяет сознание, ландшафт формирует культуру и психотип, населяющих его людей. В этом и кроется наше своеобразие.
 
– Будет ли в вашей экспозиции специальный раздел о красноярском конструктивизме и окажется ли он в «прошлом», то есть вместе с псевдорусским стилем?
 
– В Красноярске конструктивизм представлен слабо. Многие выразительные объекты сегодня, к сожалению, утрачены. Вряд ли можно сказать, что эта эпоха сформировала нишу для поиска нашей сибирской идентичности. В этом смысле у нас гораздо шире представлена эклектика и модерн. Но краткий рассказ об этой эпохе наравне с другими периодами истории будет вплетен в общую канву экспозиции.
План Красноярска 1824 года / предоставлено Антоном Шаталовым
План Красноярска 1824 года / предоставлено Антоном Шаталовым

– Как бы Вы описали «настоящее» архитектуры Красноярска? 
 
– Красноярская архитектура испытывает сложный период, что, в основном, связано с продолжительным отсутствием внятной градостроительной политики и взаимоувязанной системы градорегулирования. Сегодня это политика начинает обретать очертания. Именно рассказу об этом мы постараемся уделить большую часть времени.
Панорама Красноярска. Фотография © Сергей Филинин  http://feelek.livejournal.com
Панорама Красноярска. Фотография © Сергей Филинин http://feelek.livejournal.com

– Что представит будущее? Насколько оно сейчас ясно, или, наоборот, туманно? От чего, на ваш взгляд, зависит будущее, в частности, архитектуры, в частности, Красноярска?
 
– Будущее нашего города, как впрочем, и любого другого, зависит от массы факторов. И от бюджета, и от инвестиций, и от системности и последовательности политических решений. Будущее города во многом зависит от самосознания граждан. Насколько горожане готовы считать город «своим»? Насколько крепко они связывают свое будущее с будущим города? Качество города, в первую очередь, определяют люди, которые в нем живут. Мы покажем один из возможных вариантов развития будущего – некий вектор, идеальную картину. Пусть реальность нас потом поправит. 
беседовала: Юлия Тарабарина