Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.09.2014

Подмосковный дом с южным темпераментом

Алла Павликова
Объект:
Подмосковный загородный дом
Адрес:
Россия, Москва.
Архитектор:
Зураб Басария
Михаил Канунников
Всеволод Медведев
Олег Мединский
Мастерская:
Четвертое измерение
Авторский коллектив:
Михаил Канунников, Всеволод Медведев, Зураб Басария, Олег Мединский

Загородный жилой дом со сложной структурой террас, балконов и веранд построен в Подмосковье по проекту мастерской «Четвертое Измерение».

Подмосковный загородный дом. Ночной вид
Подмосковный загородный дом. Ночной вид
© Четвертое Измерение

Загородный дом построен на одном из живописных участков северного Подмосковья. Совершенно плоский рельеф без малейших перепадов существенно упрощал задачи архитекторов, – впрочем, по словам одного из авторов проекта Михаила Канунникова, легких путей они не искали, – и глядя на сложно переплетенный конгломерат объемов, линий и плоскостей, в это, безусловно, веришь.
 
Архитекторы работали над проектом начиная с 2008 года, когда будущий заказчик, увидев дом, уже построенный ими на соседнем участке, разыскал его авторов и попросил спроектировать еще более выдающееся здание. Для столь требовательного заказчика «Четвертое Измерение» предложило необычное решение, которое, несмотря на это, как утверждают авторы, оказалось очень практичным.
Подмосковный загородный дом. План 1-го этажа
Подмосковный загородный дом. План 1-го этажа
© Четвертое Измерение

Крестообразный план дома следует заветам Фрэнка Ллойда Райта, который считал, что в основе всякого дома должен быть крест, – окна смотрят во все стороны, а в центре не возникает темного ядра. Крест, впрочем, довольно-таки условен и асимметричен, согласно тому же Райту, убежденному в правильности практичной и честной планировки «изнутри-наружу». Так что все рукава креста имеют разную длину даже на втором этаже, а на первом – объем рядом с бильярдной «вынут», превращен в открытую террасу под кровлей детской игровой комнаты, – и крестообразный план превращается, скорее, в фигуру сложного тетриса. Длинную «ножку» креста на втором этаже занимает хозяйская спальня – помещение просторное, с широкой лоджией и роскошным видом поверх крыши небольшой одноэтажной бани, продолжающей линию ножки условного креста.
Подмосковный загородный дом. Планы второго и подземного этажей
Подмосковный загородный дом. Планы второго и подземного этажей
© Четвертое Измерение

С противоположной стороны, чуть смещенный с основной оси и даже вытянутый в сторону поперечно ей, расположился одноэтажный гостевой дом с гаражом, соединенный с основным домом просторной террасой и над ней – деконструктивистской белой рамкой с большим прямоугольным отверстием. Вечерами эта конструкция благодаря множеству точечных ламп хорошо освещает пространство под ней, – но интереснее то, что выше плоская кровля второго этажа главного дома сделана раздвижной и в дождь терраса оказывается под крышей и между главным и гостевым домами можно перейти сухим, а в солнечную погоду кровлю можно открыть, как люк в автомобиле. В глубине участка спрятана, совсем уже небольшая, дополнительная веранда-барбекю.
 
Подмосковный загородный дом. Сложная металлическая конструкция навеса над террасой между главным и гостевым домом
Подмосковный загородный дом. Сложная металлическая конструкция навеса над террасой между главным и гостевым домом
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Открытые террасы и зоны отдыха
Подмосковный загородный дом. Открытые террасы и зоны отдыха
© Четвертое Измерение

Описанная выше терраса под раздвижной кровлей – самый яркий образец открытой зоны отдыха этого дома, но здесь устроено также и множество других площадок, поменьше, –под каменными и деревянными навесами, вырастающими прямо из здания. Прорезей, выступов, лоджий и террас очень много: дом врезается в пространство, выбрасывает в него свои крупные угловатые протуберанцы – как будто вступает в симбиоз, врастает в природное окружение, предлагая одновременно ему свой кубоватый геометрический язык – как средство межматериальной коммуникации.
 
Иными словами, раздвижная крыша – это апофеоз, но и сам дом выглядит так, как будто он начал на наших глазах собираться из нескольких материалов – камня, белого бетона, дерева стекла, да так и застыл, то ли не свернувшись, то ли не развернувшись до конца, выдвинув из себя множество параллепипедов разной фактуры и размера. Впрочем, все формы функционально оправданы – утверждают авторы: в частности, каждый блок главного дома, то есть каждый «рукав» его креста спроектирован для отдельного члена семьи (двух детей, родителей, гостей). Окна жилых блоков не смотрят на соседей, только на пейзажи, избегая даже заборов и строек на прилегающих участках – так что нет большой нужды в шторах, они будут только мешать любоваться окрестностями. К слову, из каждой комнаты есть свой выход на ту или иную террасу.
Подмосковный загородный дом. Барбекю
Подмосковный загородный дом. Барбекю
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Многочисленные консоли, навесы и балконы
Подмосковный загородный дом. Многочисленные консоли, навесы и балконы
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом
Подмосковный загородный дом
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Фрагмент из натурального темного камня
Подмосковный загородный дом. Фрагмент из натурального темного камня
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Открытые террасы и зоны отдыха
Подмосковный загородный дом. Открытые террасы и зоны отдыха
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Интерьеры
Подмосковный загородный дом. Интерьеры
© Четвертое Измерение

Для отделки дома решено было использовать преимущественно местные материалы: дерево и натуральный камень. За песчаником архитекторы отправились в один из старинных карьеров, который, как считается действовал еще во времена строительства храма Покрова на Нерли. Песчаником и деревом отделаны глухие стены здания, контрастирующие с прозрачными, полностью стеклянными. Центральным акцентом в отделке стала «островная стена» из темного натурального камня, обращенная к главной (той самой, под раздвижной кровлей) террасе между домами. Контрастно подсвеченный со всех сторон камень символизирует семейный очаг.
Подмосковный загородный дом
Подмосковный загородный дом
© Четвертое Измерение

Многослойность фасадов повторена в интерьерах дома. Встроенная мебель, выполненная на заказ по авторским чертежам, становится второй кожей здания, воспроизводя внутри рисунок наружных стен. Лишних перегородок нет, пространства перетекают друг в друга, – опять Райт! – холл перетекает в столовую, столовая в каминную, каминная в гостиную, из которой можно выйти на террасу, и дальше попасть в гостевой дом и гараж. Если какие-то границы и встретятся на первом этаже, то стеклянные и не слишком навязчивые. Дом легко пройти насквозь – от края до края, вдоль и поперек, придумывая все новые маршруты передвижения. Именно за это дети владельца дома прозвали его лабиринтом.
Подмосковный загородный дом. Гостиная
Подмосковный загородный дом. Гостиная
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Интерьеры
Подмосковный загородный дом. Интерьеры
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Решение ванных комнат
Подмосковный загородный дом. Решение ванных комнат
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Столовая
Подмосковный загородный дом. Столовая
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Интерьеры
Подмосковный загородный дом. Интерьеры
© Четвертое Измерение

К слову, тема «домашнего очага» здесь всплывает еще раз – уже в связи с настоящим очагом, вокруг него неизбежно сосредотачивается внимание – и тогда, когда очаг окружен слоями зигзагообразно раскрывающегося камня, включая слой светящегося от огня, полупрозрачного оникса. Или там, где темное стекло над камином превращено в медийный экран.
Подмосковный загородный дом. Каминная
Подмосковный загородный дом. Каминная
© Четвертое Измерение
Подмосковный загородный дом. Темное стекло над камином используется в качестве медиа-экрана
Подмосковный загородный дом. Темное стекло над камином используется в качестве медиа-экрана
© Четвертое Измерение

Помимо свободного и насыщенного светом пространства первого этажа предусмотрена более приватная планировка на втором уровне, где уютно разместились несколько спален, игровые и детские комнаты. В подземной части организован кинотеатр, а в настоящее время завершается строительство бассейна.
 
Рассказывая о проекте, Михаил Канунников неоднократно подчеркивал, что главное в этом доме – минимализм, прагматичность, четкая проработка деталей: «больше функций, меньше декорирования». И даже – дом «с мужским характером». А значит, строгий, несколько угловатый; ценит и использует технические новинки, но не чужд шершавости «дикого» камня. И между тем, помимо определенного аскетизма в деталях, здесь есть и еще одна особенность – со всеми своими террасами дом получился очень южным, открытым для жизни на природе, и от этого, несмотря на все свои мужские качества, а может быть и благодаря им – теплым, в духе приморских вилл. 
Подмосковный загородный дом. Кинотеатр
Подмосковный загородный дом. Кинотеатр
© Четвертое Измерение