Кто на самом деле определяет градостроительную политику России, вездесущий Ян Гейл и «устаревшая» Заха Хадид.
Микрогород «В лесу». Изображение: archi.ru
Пресса / Что хочет Москва
Григорий Ревзин специально для ИД «Коммерсант» изучил проект Института медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» «Что хочет Москва». Проект представляет собой собрание идей горожан, относительно того, чего не хватает городу. К удивлению автора, идеи оказались не только внятными и дельными, но и доказывающими, что московское правительство занимается именно тем, что интересует горожан (зелеными и/или общественными пространствами, велосипедными дорожками, дворами, общественным транспортом и даже платными парковками). Даже если предположить модерирование предложений граждан, возникает вопрос: откуда правительство узнало, что людям нужны именно эти вещи? Григорий Ревзин приходит к парадоксальному выводу: «российские города подражают Москве, Москва подражает европейским столицам, а их градостроительная политика прямо определяется тем, как у них проголосуют». Чего нет на повестке дня в Европе, того нет и у нас, хотя должно было бы быть.
Как иллюстрацию к этой мысли можно привести даже наш обзор прессы. Только на тему развития велоинсфраструктуры за последнюю неделю появилось четыре информационных повода: в Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Казани и Санкт-Петербурге. Большое интервью Каримы Нигматулиной «Российской газете» также пестрит упоминаниями европейских трендов, зарубежных столицами и Яном Гейлом. Последний, кстати, фигурирует еще и в Казани, а его коллега Вукан Вучик снова приехал в Москву.
Возвращаясь к «Стрелке»: The Village начал публиковать серию выпускных работ студентов этого института, посвященных каждодневной жизни москвичей. Первая посвящена автомобилям: дипломы, как всегда, раскрывают привычную тему с необычных ракурсов: взаимосвязь оборонной системы Москвы и автомобилей, МКАД как отдельный город, автопсихоанализ, московский гаражный «Шанхай» и нелегальное такси.
Что есть у Москвы
Алексей Щукин на страницах «Эксперта Онлайн» разъясняет, почему здание авторства Захи Хадид на Шарикоподшипниковской улице в Москве не получилось wow-объектом. Несмотря на то, что Dominion Tower значительно интереснее большинства офисов столицы, в сравнении со свежими постройками Захи «здание настолько проигрывает, что вызывает стойкое ощущение подмены». Объяснение простое: проект старый, его затянувшаяся реализация пришлась на резкий перелом в творчестве Хадид – «переход от деконструктивизма к параметризму».
РБК приурочил к открытию после реконструкции Пятницкой улицы, Покровки и Маросейки статью об организации пешеходных зон в столице. Основная проблема, которую выявляет газета – отсутствие внятной стратегии развития для подобных улиц: «обустроив тротуары, мэрия, видимо, считает свою основную миссию выполненной, и дальше пешеходные зоны развиваются самотеком».
«Газета.ру» пишет о реализации еще одного новшества: замене вывесок на «соответствующие новым правилам и архитектурно-художественным концепциям». Портал Архсовета Москвы также сообщает, что утверждены архитектурно-художественные концепции внешнего облика 43 улиц, магистралей и территорий города Москвы. Ознакомиться с ними можно, пройдя по ссылке. Заместитель начальника Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры Юрий Кедяев рассказал порталу об основной деятельности своего ведомства – разработке стандартов и проектной документации для благоустройства.
Что происходит вне Москвы
Пока Москва пытается модернизировать панельные дома и сделать их более дружелюбными и комфортными, в Подмосковье уже все получилось: архитектурный критик Лариса Копылова рассказывает читателям «Коммерсанта» о жилых комплексах, которые, несмотря на экспериментальность своих проектов, остались в низком ценовом диапазоне. Речь о «Городе набережных», «Микрогороде в лесу», «Загородном квартале» и некоторых других. По мнению председателя совета директоров Urban Group Александра Долгина, создавать хорошую архитектуру экономкласса в Подмосковье возможно из-за более дешевой земли, разрешительной системы, инженерных коммуникаций и подключений, а также из-за наличия участков под застройку достаточного размера.
Журнал «Берлогос» написал об архитектурных подарках к 300-летию Екатеринбурга: муниципалитет планирует открытие интересного по облику культурного центра имени Павла Бажова по проекту мастерской PTARH. Четырехэтажное здание в виде кристалла с высеченным каменным цветком предполагается возвести вплотную к мемориальному дому-музею писателя. Также город ждет реконструкция нескольких зданий Ново-Тихвинского женского монастыря и обновление комплекса бывшей гостиницы «Россия».
В Новосибирске на месте аэропорта «Северный» вырастет новый район, подобных которому в городе нет. На продолжении Красного проспекта откроются три новые станции метро, а улица Жуковского сольется с взлетно-посадочной полосой.
Журнал "Interview Россия" публикует материал Юрия Пальмина о том, как в небольшой австрийский городок Крумбах местные власти пригласили именитых архитекторов, которые построили там необычные автобусные остановки, ставшие новой достопримечательностью.
Блоги
Илья Варламов в своем блоге указывает на недочеты, которые он нашел после реконструкции Покровки и Маросейки, но которые, вероятно, не показали Сергею Собянину при сдаче работы. Из серьезных: неполадки с водосточной системой, узкие тротуары и парковочные карманы в некоторых местах, бордюры вместо безбарьерной среды. Из смешных: длинные фонари, срезанные входы и газоны, которые спешно укладывали к приезду мэра. В целом блогер оценивает проделанную работу положительно: «сделали все достойно и намного лучше, чем делали раньше».
Аркадий Гершман написал о скоростном трамвае Волгограда, который позволяет относительно быстро передвигаться по этому необычному городу длиной в 80 км, а также о китайском трамвае, на всей трассе которого отсутствуют контактные сети – он подзаряжается на остановках. Такое решение позволяет избежать дополнительного визуального шума. Читателям также понравился газон между рельсами.
Сергей Орешкин публикует в «Живом журнале» два неудачных проекта Сергея Цыцина в Петербурге – гостиничный комплекс на улице Глинки, который, кроме всего прочего портит вид на Никольский собор, а также небоскреб Ingria Tower, который вырастет на поклонной горе и, вероятнее всего, вторгнется в небесную линию города.