Дизайн-код для Санкт-Петербурга, поиск правды о доме Мельникова и олимпийских городках и обновление "панели".
Пресса / Дом Мельникова
Журналисты продолжают свои попытки разобраться в скандале, разгоревшемся вокруг дома Мельникова на прошлой неделе, и понять, кто здесь прав, а кто – виноват.
«Афиша-Город» приводит список действующих лиц и предысторию конфликта, описывает текущую ситуацию и недавний инцидент с проникновением представителей Музея архитектуры в здание, а также приводит реплики из пресс-конференции, которая проходила в этом музее 15 августа. По словам автора, эти выдержки «напоминают не то фильм Рязанова «Гараж», не то тексты Сорокина». Свои комментарии дал руководитель российского отделения организации Docomomo Николай Васильев.
Константин Михайлов в «Газете.ру» дает ответ на вопрос, почему даже деятели культуры не могут договориться между собой. По его мнению, «когда хранители культуры общаются между собой при посредничестве ЧОПов, это означает только одно: что у них, хранителей, нет какой-то высшей культурной инстанции, этакого совета старейшин, к которому они могли бы обратиться, столкнувшись с трудно решаемой проблемой».
Пока нет такой инстанции, ориентироваться можно на авторитетное мнение Григория Ревзина, который освещает конфликт с момента появления завещания. На своей странице в Facebook он объясняет: «Екатерина должна одобрить концепцию музея, после чего завещание вступит в законную силу, до этого музея Мельникова нет, и директора нет, а нападение на дом – уголовка». Дом Мельникова – частное имущество, добровольно подаренное государству на определенных условиях – относительно статуса, типа, способа посещения, состава и хранения экспозиции. «Эти условия могут быть странными, невыполнимыми, и тогда это основание не брать дар или пытаться найти компромисс».
У другого проблемного памятника Москвы, Шуховской башни, дела сейчас обстоят несколько лучше. «Известия» сообщают, что Мосгорнаследие «разработало предмет охраны башни» и взяло ее под опеку. Под охрану подпадают местоположение башни, объемно-пространственная композиция, конструктивное решение, материал и конструкция. Как сообщили в Министерстве культуры, из-за особенностей законодательства проект реставрации может быть разработан исключительно отечественными специалистами, проведение международного конкурса на сегодняшний день невозможно.
Сергей Чобан о регламенте и современной архитектуре
Архитектор Сергей Чобан обстоятельно поговорил с корреспондентом ART1 о проблемах строительства в историческом центре, необходимости дизайн-кода и важности грамотного приспособления памятников.
В интервью он рассказывает о том, что сейчас архитектуру Петербурга «разрывает» несколько тенденций: плохое качество строительства, желание архитекторов быть современными, а также «отсутствие языка, который обладал бы той же самой насыщенностью орнамента, декора, рельефа, как это было в исторических зданиях». Кроме того, есть болевые точки, на которые градозащитники обращают особое внимание: высота здания, соотношение окна и простенка, а также материал. В результате возникают два типичных подхода: стилизация или попытка показать себя.
Выход Сергей Чобан видит в разработке дизайн-кодов или регламентов: именно жесткие рамки позволят создавать интересные объекты. «Важно выстроить понятные условия игры, которые бы привели к тому, что каждый знает, за какие границы нельзя заступать», причем это могло бы работать и в новых районов Петербурга. О поисках дизайн-кода пишет также Портал Архсовета Москвы.
Существенная часть интервью посвящена проблеме выбора современной функции для памятников архитектуры.
Новости регионов
Сайт «Архиновости» рассказывает о перспективах устойчивого развития Владивостока на примерах курсовых и дипломных работ студентов кафедры архитектуры и градостроительства ДВФУ, которые пытаются ответить на многочисленные вызовы города – тесноту отведенных ему границ, засилье автомобилей, сохранение экологического баланса и богатых природных ресурсов. Портал VladNews пишет о проектах, которые обсуждались на последнем градостроительном совете города.
Студенческие проект для устойчивого развития Владивостока. Изображение: arhinovosti.ru
Студенческие проект для устойчивого развития Владивостока. Изображение: arhinovosti.ru
«Деловой квартал» сообщает, что администрация Екатеринбурга за текущий год выдала разрешение на строительство 19 высотных жилых домов, что продолжает тенденцию превращения столицы Урала в город небоскребов. С 2005 года здесь было введено в строй 60 зданий высотой от 75 м.
Казань получила сертификат о включении Болгарского историко-археологического комплекса в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, о чем сообщает Интерфакс. Он стал 1002-м объектом в этом реестре.
Теория
Портал UrbanUrban объясняет, почему не стоит ненавидеть панельные дома, пытается развеять связанные с ними предрассудки и даже найти поводы для любви к ним.
Вероятно, скоро привычная панельная застройка уйдет в прошлое и действительно станет предметом ностальгии. «Афиша-Город» перечисляет требования, которые разработали в Москомархитектуре к новым домам. Для застройки жилых кварталов столицы будут использовать разнообразные материалы и расцветки, здания будут разной этажности и т.д..
Генеральный директор «Национального агентства устойчивого развития» Светлана Дувинг рассказала порталу GreenEvolution, что в течение ближайших 5-10 лет основная часть требований по «зеленому» строительству в России станет нормой. Для этого потребуется большая информационная кампания и адекватная нормативная база. Самым интересным «зеленым» проектом в России Дувинг называет «Дом Надежды» в Тульской области, который мог бы продемонстрировать доступность инновационных технологий в социальном секторе, но так и не был реализован.
Проект дома «Надежда» в Тульской области. Изображение: rugbc.org
«Эксперт-онлайн» приводит 8 принципов формирования общественного пространства от нью-йоркского ландшафтного архитектора Джерри ван Эйка (Jerry van Eyck, бюро !melk): внимание к контексту, коммуникация с горожанами, программирование и планирование, устойчивость, баланс рационального и иррационального, организация потоков, исполнение, мобилизация и координация.
Блоги
Почти тысячу комментариев собрал пост Александра Беленького о «городах-призраках» Сочи: Розе Хутор и Горках. На фотографиях видно, что людей на улицах практически нет, по идеальному асфальту не ездят машины, в уличных ресторанах не обедают туристы. По словам автора, «место безжизненное, не работает даже на пять процентов тех мощностей, которые построили».
Не замедлило появиться опровержение: автор блога Fun Sochi рисует совсем другую картину и чуть ли не жалуется на очереди.
Илья Варламов опубликовал три проекта по изменению «ландшафта» избирательного округа Максима Каца: два касаются реконструкции дворов (на улице Народного Ополчения, 4, от архитектурного бюро «Мегабудка» и на улице Берзарина, 21, от архитектурного бюро «Народный архитектор»), один – целого микрорайона (компания «Местные планировщики»).
Также блогер не мог не отреагировать на ситуацию с Домом Мельникова. В его посте - подборка интересных фотографий, текст завещания Виктора Мельникова, позиции сторон и множество комментариев.
Аркадий Гершман рассказывает о том, как застройка территории может повлиять на развитие города. В качестве примера – французский Ле-Плесси-Робинсон, который долгое время застраивался типовыми микрорайонами. В 1989 сменилась власть, а вместе с ней – и застройка. Старые панельные дома постепенно стали сносить и на их месте – возводить жилье по индивидуальным проектам. В результате, в городе в три раза снизилась безработица, развился частный бизнес, стоимость недвижимости достигла парижского уровня, снизилась преступность, а проект обновления города был признан самым успешным в Европе. Один из комментаторов поделился ссылкой на фильм о районе Прют-Айго.