Несколько зданий и интерьеров в популярной сейчас «пиксельной» стилистике.
Пиксел – символ цифровой эпохи, почти безграничный источник цветных паттернов, распространен в современной архитектуре уже очень широко. Эффект пикселизации: когда при увеличении масштаба размытие растровой картинки сменяется чередованием цветных прямоугольников, – архитекторы используют как самоценный декоративный мотив. Иногда он помогает им примириться с гигантским масштабом зданий, иногда – сбить зрителя с толку, превратив поверхность фасада в подобие пестрой «кожи», избавившись от скуки регулярного ритма и освежив впечатление. Живописцы, впрочем, знакомы с приемом давно, – они изучают его со времен пуантилизма Жоржа Сёра, в архитектуре же мотив прижился с 1990-х годов, несмотря на то, что все условия для него были созданы уже тогда, когда вслед за развитием технологий внешняя стена перестала быть несущей, сохранив за собой лишь функцию оболочки – а Ле Корбюзье осмыслил этот факт философски. Так что у пикселов, разбросанных по фасаду с кажущейся свободой, есть свои предшественники и родственники: к примеру, дома-нагромождения кубических блоков, знаменитый Хабитат, можно представить себе как вариант пикселизации в объеме.
Название же, что очевидно, унаследовано от компьютерной графики, где (пока что) любое растровое изображение состоит из сливающихся при отдалении мелких точек. Термин «пиксель-арт» был впервые использован в 1982 году, хотя сама графика появилась лет на десять раньше: художники рисовали небольшие картинки, иконки и персонажей компьютерных игр буквально точка за точкой. В увеличенном виде эти изображения приобретали характерный «клетчатый» вид. Впрочем, чтобы достичь эффекта, достаточно увеличить любую фотографию раз в шестьсот в компьютерной программе. Суть пикселизации, к слову сказать, именно в том, что прямоугольники, как правило одной формы и размера, меняют свой цвет не произвольно, – подспудно предполагается, что за ними стоит что-то большее, чего мы видеть не можем, хотя можем догадываться. Надо думать что это фоновое обоснование, презумпция не-случайности и включенности в нечто, при кажущейся свободе и хаотичности, и стала причиной популярности приема.
***
Из истории
Жилой комплекс Habitat-67 в Монреале / Моше Сафди
Жилой комплекс Habitat-67 был построен в канадском городе Монреаль в 1967 году для архитектурно-строительной выставки Expo-67. Комплекс состоит из 354 блоков, соединенных между собой по принципу конструктора Lego, благодаря чему создается многослойная и сложная по своей структуре композиция. В каждом из кубов помещаются комнаты отдельных квартир. Выступающие кровли отданы под размещение открытых террас с зеленым садом.
***
Пиксельные объемы
Небоскребы в Шаосин / Liu Xiang
В небоскребах планируется разместить новый центр культуры и творчества, разработан американским архитектором китайского происхождения Liu Xiang. Комплекс расположен вдоль набережной Шаосина, и состоит из трех высотных башен, объединенных стилобатом. Пиксельная разбивка стройных объемов напоминает об условных пейзажах старых компьютерных игр, а выразительное многоступенчатое завершение башен, по замыслу автора, реагирует на динамичное движение реки.
Отель Sheung Wan Hotel / Heatherwick Studio
Еще одну «пиксельную» высотку построил Томас Хезервик (Heatherwick Studio). Башня выполнена из бетона и металлических кубов разных размеров, стихийно выступающих на гладком полотне фасада и кажущихся случайным сбоем программы. На самом же деле 40-этажный отель на 300 номеров вполне соответствует идее автора о бесконечном движении распадающихся и вновь соединяющихся частиц.
Жилой дом в Тайпее / BIG
Жилой дом Taipei City Wall предлагается построить в Тайпее (Тайвань) по проекту BIG. Архитекторы обыгрывают приемы пиксельного дизайна, составляя креативный объем из множества правильных кубов, в каждом из которых помещается отдельная квартира. Яркие цвета, необычная форма построения блоков и отдельные для каждого жильца зеленые террасы вкупе с продуманной вентиляцией и естественным освещением, делают этот дом весьма привлекательным на фоне стандартного жилья.
***
Пиксельные фасады
Жилой комплекс Tera 11 в Нантере / X-TU architects
В проекте 12-тиэтажного жилого комплекса Tera 11 его авторы, архитекторы бюро X-TU architects, создают пиксельный образ не за счет объемных решений, а благодаря особой расцветке фасада. Здание состоит из пяти прямоугольных объемных элементов, вырастающих из общей цокольной части. Протяженные фасады комплекса остеклены. На стекло нанесен специальный пиксельный рисунок серых оттенков. Глубокие ниши ярко-желтого цвета на этом сдержанном фоне кажутся случайными, «битыми» пикселями.
Центр культуры в городе Цзинань / AS architecture-studio
Центр культуры был построен по случаю 10-го китайского фестиваля искусств по проекту бюро AS architecture-studio. Авторы поясняют, что за основу проекта был взят образ горы тысячи Будд и расположенные в районе Цзинань термальные источники. Брызги горячих фонтанов, бьющих из-под земли, изображаются на фасадах центра при помощи алюминиевых панелей разной степени прозрачности, наложенных друг на друга. Множество отверстий различной формы и размера испещряют стены комплекса, пропуская достаточное количество света во внутренние помещения.
Центр современного искусства FRAC / Kengo Kuma & Associates
Центр современного искусства FRAC спроектирован для французского города Марсель. Здание центра построено в одном из живописных районов города Жолиетт. Фасад образуют подвижные стеклянные панели, которые могут вращаться вокруг своей оси. Расположенные под разным углом и по-разному отражающие солнечный свет, эти панели формируют динамичное пиксельное изображение, меняющееся в зависимости от освещения и поворота панелей-«пикселей».
***
Пиксельные интерьеры
Офис Яндекс в Санкт-Петербурге / Za Bor
В интерьерах тема пикселей используется не менее активно, чем в оформлении внешнего облика зданий. Примеры пиксельных интерьеров появляются и в отечественной практике. Так, дизайнеры московской студии Za Bor придумали необычный интерьер офиса компании «Яндекс», в котором в главной роли выступают пиксели. Здесь поражает неожиданное соседство крошечных пиксельных значков Яндекса, превращенных в огромные 3D-объекты, и многократно увеличенных пикселей, использованных в оформлении стен – объемных и многоцветных.
|