Четвертый год подряд летом провинциальная Выкса становится энергичной и значительной. И всем, кто не попал туда на фестиваль новой городской культуры «Арт-овраг», должно казаться, что пропущено что-то важное, и на следующий год надо наверстать это и обязательно поехать в Выксу. Зачем?
Башня Шухова на территории завода. Фото Надежды Щема
Не Мюнхен, а Выкса Выкса – крупный металлургический центр в Нижегородской области. Поставляла трубы для «Северного», теперь – для «Южного потока». Но эти и другие производственные потоки, деньги, связанные с ними, не выделяли этот районный центр из множества других в России: археологические находки и сушеная фауна в краеведческом, покалеченные памятники архитектуры местного значения, подновленные храмы, Дни города с народными ансамблями и пирогами на площади. Теперь – с барбекю… Есть, конечно, местный колорит: история промышленников Баташевых и три больших пруда – там ныряют в воду прямо из бань на своих огородах, проводят все летние каникулы, последние годы еще и ходят под парусами. Во всем этом будто на десятилетия утонула фантастическая разработка инженера Шухова, построившего именно в Выксе удивительные конструкции на заводе и водонапорную башню. Специалисты об этом знают, но сетчатый гиперболоид и первые в мире парусообразные стальные сетчатые оболочки двоякой кривизны – за заводской проходной – просто так не посмотришь.
Башня Шухова на территории завода. Фото Надежды Щема
В 90-е годы профессор Татьяна Виноградова (Нижегородский архитектурно-строительный университет, кафедра ЮНЕСКО) приглашала в Выксу профессора Райнера Греффе (Институт теории и истории архитектуры, Инсбрук). Иностранный гость, увидев шуховскую оболочку листопрокатного цеха, упал на колени и от восторга воздел руки к небу. Он был уверен, что инженерно-строительную революцию совершили в 1972 году при возведении мюнхенского Олимпийского стадиона с гигантскими висячими перекрытиями-оболочками по проекту Фрая Отто. А оказалось, это произошло в Выксе еще в 1897 году. И в Выксе же годом позже заказали Шухову водонапорную башню – первую, после показа новейшей конструкции на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
Башня Шухова на территории завода. Фото Надежды Щема
Похоже, Выкса вместе с гостями испытала искреннее сожаление по поводу того, в каком состоянии находятся памятники гениальной русской мысли. В 2008 году руководство металлургического завода («Объединенная Металлургическая Компания») поддержало международный проект «Шуховское наследие». Администрация города вместе с коллегами профессора Греффе приступила к работе по включению шуховских объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нижегородское научно-исследовательское предприятие «Этнос» предложило концепцию историко-культурного заповедника на территории Выксы – с созданием музея-заповедника промышленного наследия. В цеху – музей, башня – в рекреационной зоне со смотровой площадкой и рестораном. Что еще? А вот это – главный вопрос: как все это будет жить вместе с городом?
Гости из будущего
Объекты на набережной. Работы студентов – участников «Архитектурного практикума» под руководством Оскара Мамлеева
Впервые за 4 года в рамках подготовки «Арт-оврага» еще в апреле прошел «Архитектурный практикум». Студенты из Вологды, Самары, Москвы и Нижнего Новгорода под руководством профессора МАРХИ Оскара Мамлеева придумывали функциональные объекты для разных территорий Выксы. Прикидывали, что хорошо, а что не очень для этого города. Закономерно, что в числе главных мест предпроектного анализа, наряду с парком, прудом и дворами, был и заводской цех с шуховскими конструкциями. Реконструкцию предлагалось провести по аналогии с известными московскими кластерами – Арт-плеем, Винзаводом, «Красным Октябрем», заводом «Флакон».
Реконструкция промышленного цеха. Работы студентов – участников «Архитектурного практикума» под руководством Оскара Мамлеева
Трибуны в парке. Работы студентов – участников «Архитектурного практикума» под руководством Оскара Мамлеева
Работы участников воркшопа во время фестиваля экспонировались в ДК Металлургов. Горожане изучали планшеты и макеты, иногда вздыхая: «Это – нереально». Но разве могли они представить еще пять лет назад, например, что Выкса соберет отличную коллекцию стрит-арта на зависть многим, хоть тому же областному Нижнему Новгороду? В Нижнем власти поддерживают рекламно-пропагандистские росписи, всерьез говорят о раскраске домов как в Албании, а застройщики тиражируют один и тот же прием работы с цветом. Даже символ города – олень – появился на набережной областного центра через год после того, как венгерский скульптор Габор Секе поставил единорога в парке Выксы. «Арт-овраг» держится на кураторах – от их профессионального выбора зависит состав участников фестиваля, так что на Выксу можно ориентироваться… Фестиваль значительно расширил в Выксе границы реального. За четыре года это особенно заметно.
«Мондриановский техникум». Дмитрий Пархунов (Москва) и Мартин Шолт (Нидерланды). Фото Надежды Щема
Графити в Выксе. Фото Надежды Щема
Граффити «Близнецы». Фото Марины Игнатушко
Граффити в Выксе. Фото с сайта vykza.ru
Филипп Боделок. Графити «Олень». Фото Любови Игнатушко
Графитти в Выксе. Фото Надежды Щема
Что же касается студенческих проектов, то этот был лишь первый этап длительной работы. Так же, как и длинная скамья на Верхнем пруду – первая веха в создании набережной. Скамью построили Влад Савинкин и Владимир Кузьмин («Поле-дизайн»), называется объект «Выксунь вверх!» (Выксунь – речка, питавшая город). Это именно многофункциональный объект, утилитарный и символический одновременно. Скамья похожа на ладью или гигантский конек. Керамика облицовки – как ржавый металл. По функции – трибуна, ширма, президиум, игровой тренажер. Абсолютная новая и не просто уместная, но родная для Выксы штука. Будто сама и выросла, а дизайнеры вовремя подоспели, помогли.
«Поле-дизайн». Объект «Выксунь вверх!». Фото Марины Игнатушко
«Поле-дизайн». Объект «Выксунь вверх!». Фото Марины Игнатушко
«Поле-дизайн». Объект «Выксунь вверх!». Фото Надежды Щема
Олег Шапиро (московское бюро Wowhaus) с этого года курирует «Арт-овраг» и рассчитывает превратить фестиваль не просто в событие, но в процесс. Активно включить в него горожан, так, чтобы помимо летней кульминации, было еще несколько событий, влияющих на жизнь города. Тут важен не масштаб, а творческий импульс. Как это произошло, например, с проектом «Дворы»: жители участвовали в выборе площадки, а затем и благоустройстве вместе с бригадой архитектора Кирилла Баира.
Детская площадка. Улица 1-го мая. Фото Марины Игнатушко
Про коммуникации До начала 90-х в Выксе можно было приземлиться на кукурузнике местных авиалиний. Сейчас на «Арт-овраг» летают лишь столичные гости, приглашенные фондом ОМК. Железнодорожный вокзал – в Навашино, основная междугородняя связь – автобусы. И, конечно, автомобили. В самой Выксе немало дорогих иномарок, в сюжетах местного телевидения – обращения выксунских автовладельцев к губернатору с просьбой построить новые городские дороги… В общем, комфортные внешние коммуникации пока – частное дело, а вот внутригородские – развиваются. «Арт-овраг» предложил жителям городской прокат велосипедов. Центральная библиотека договорилась с автопредприятием – теперь до ноября по городу курсирует «Читающий автобус» – с книжным обменом. Это замечательно, без сомнения, но вот гостям города все-таки не достает внятной навигации, даже за рулем не все удается объехать.
Граффити «310» squad (Москва). Фото Надежды Щема
Филипп Боделок. Графити «Кит-кот». Фото Марины Игнатушко
Филипп Боделок. Граффити «Леопард». Фото с сайта vykza.ru
Графитти «Гитарист». Фото Надежды Щема
И не попадался пока полный каталог граффити, даже в сети. А жаль… Три первых года фестиваль курировала «Арт-резиденция» Константина Гроусса, и эта команда наполнила Выксу совершенно новыми для города образами. Новыми художествами, помогающими развивать восприятие, чувствовать гармонию, любоваться ракурсами, оттенками, светом, играть в ассоциации. Конечно, это все сложно отформатировать, привязать к социальным программам, но – спасибо! – уже сделало Выксу интересней, современней. Следующая команда все систематизирует, структурирует и создаст законченный кусок новой городской среды, а выксунцы непременно все оценят и поймут.
Джон Пауэрс «Большой Джинни». Объект уничтожен. Фото Марины Игнатушко
Их понимание – очень важно. Вот как невзлюбил кто-то из них интеллектуальную композицию «Большой Джинни» американского скульптора Джона Пауэрса – так, в конце концов, и сжег. В память о работе Пауэрса теперь стоит другая композиция, под названием «Нигде», от бюро «Народный архитектор» а перед ней – информационные таблички с историей «Большого Джинни». Аннотация – эпитафия гласит: «Местные жители добровольно и сознательно отказались от арт-объекта, создав на его месте пустоту. Мы материализуем эту утрату, изымая пространство, где стояла скульптура и тем самым создаем символическую пустоту».
Объект «Нигде» (памяти «Большого Джинни»), бюро «Народный архитектор». Фото с сайта vykza.ru
Объект «Нигде» (памяти «Большого Джинни»), бюро «Народный архитектор». Фото Марины Игнатушко
Кстати, выксунцы собрали подписи под обращением к местной администрации о необходимости установить дополнительные камеры видеонаблюдения в городском парке культуры и отдыха. Судя по опросам на городском форуме, большинство респондентов не симпатизирует и «Башне у ГАИ» – железной елке от команды «Про.Движение» архитектора Петра Виноградова. Почти 60% хотели бы ее «развидеть», и почти 30% – рады, что она есть. О чем говорят эти цифры? По-моему, они лишь напоминают, что целые десятилетия город был почти безучастен к судьбе даже того, что появилось у Выксы первой в мире, и не удивительно, что за сравнительно краткое время оптика рядового горожанина не успела измениться.
«Про.Движение». «Башня у ГАИ». Фото Нины Дементьевой
Архитекторы построили елку в июне, ее подсветка должна включаться вместе с городским освещением. «Конструкция башни-елки – шуховская, – рассказывает Петр. – Мы делали расчеты». Рифленая арматура – ветви, сама башня – из уголка 32х32 мм. Символически – Шухов вышел с закрытой территории в город. И его башня пошла в рост, ожила. Не исключено, что с этой елки Выкса начнет отсчитывать новые года.
Красная башня – копия Шуховской башни в Выксе. Установлена во дворе Краеведческого музея. Инсталляция посвящена великим людям из провинциальных городов. Фото Надежды Щема
Красная башня – копия Шуховской башни в Выксе. Инсталляция посвящена великим людям из провинциальных городов. Фото Марины Игнатушко