Работая над проектом благоустройства территории офисного центра, Т+Т architects насытили его большим количеством идей, способных придать фрагменту бывшей промзоны качества уютного и осмысленного общественного пространства.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Тема благоустройства городских пространств вошла в нашу жизнь как-то быстро и повсеместно: казалось бы, лет пять назад было достаточно высадить на прилегающей территории пресловутый чубушник (в Москве его называют жасмином), теперь же архитекторы выходят на мини-митинги за конкурс на Триумфальную площадь, Департамент строительства до неузнаваемости меняет Покровку, а пиар-службы девелоперских компаний выпускают обзоры благоустройства крупных офисных комплексов. Проект бюро Т+Т architects, будучи реализован, имеет все шансы попасть в один из таких обзоров.
T+T architects получили заказ на проект благоустройства комплекса «Савеловский Сити», который строится на Складочной улице по проекту бюро SPEECH. Обстановка вокруг – характерная для периода трансформации: крупная промзона (№11 «Огородный проезд», общая площадь промзоны 330 гектаров) уже несколько лет подряд превращается в конгломерат деловых центров, бизнес-парков и прочих офисных учреждений. Часть которых пока что помещается в неприглядных зданиях советских заводов, часть – обживается артистической тусовкой, как например дизайн-завод «Флакон», часть возводится заново, как наш герой «Савеловский Сити».
Его территория вытянута с севера на юг вдоль железнодорожных путей, от которых ее отделяет плотная вереница сараев, и сейчас находится, прямо скажем, в глубине полупромышленной, полуофисной, но пока, мягко говоря, необустроенной территории. Пешком – от станций метро Дмитровской или Савеловской, – нужно добираться по деревянным дорожкам через железнодорожные пути, – недалеко, но неприятно; на машине же задворками, и тоже через ж/д переезд. Словом, ад. А перспективы радужные: на месте деревянных мостков на Новодмитровской улице над железной дорогой планируется эстакада девятиметровой высоты: она пройдет недалеко от северной границы нашего офисно-делового центра и сделает его намного доступнее. С юга – Кольцевая железная дорога, ее уже давно планируется сделать пассажирской; недалеко метро и ж/д станция Савеловского направления. Надо только немного подождать, когда вся территория «поднимется» до городского уровня, уже вот-вот.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Ситуационный план: красным автомобильные подъезды, синим пешеходные пути от метро. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Пока же перед Т+Т architects стояла задача превратить очень небольшую – 1,65 гектара, – территорию офисно-делового центра в рай (ну, или просто уютное место), где можно отдохнуть как после пробега от метро, так и после напряженного делового дня. В крайне стесненном положении архитекторам пришлось работать в жанре садово-парковой миниатюры, продумывая все мелочи в нескольких вариантах, насыщая пространство, реагируя на окружение прошлое и будущее.
Комплекс состоит из четырех двадцатиэтажных офисных корпусов в его северной и центральной части и двух сорокасемиэтажных жилых башен в (вольно трактованном) чикагском стиле – на юге, ближе к «Совенку» и Станколиту. В первую очередь входит строительство парковки, двух северных корпусов (они уже почти построены, их уже видно от Звездного бульвара) и – проект благоустройства, разработанный Т+Т architects. Проект, таким образом, сделан немного «на будущее», так как рассматривает всю территорию в целом (хотя и исключает территорию непосредственно вокруг жилых домов и офисных корпусов второй очереди). Архитекторы сделали не только концепцию благоустройства, но и разработали рабочую документацию.
Общий вид комплекса (проект SPEECH). Изображение с сайта девелопера, mr-group.ru, 08.2014
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». План благоустройства. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Так как общественная территория невелика, а парковок на территории много: под каждым корпусом и еще – стена восьмиярусного паркинга в восточной части комплекса, – архитекторы предложили оставить на земле минимум парковочных мест – четырнадцать. А также слегка переработали транспортную схему, превратив один лишний проезд в пожарный: при необходимости пожарная машина сможет сюда заехать, а в остальное, не критическое время жизни – то есть почти всегда, это пространство будет пешеходным. Отказ от одного дублирующего проезда позволил присоединить к пешеходной зоне кусочек сквера с зеленью – раньше по пути к нему пришлось бы перейти дорогу. В начале бывшего автомобильного проезда архитекторы устроили небольшую пешеходную площадь треугольной формы, – площадь стала одним из акцентов, обозначающих главный вход на территорию.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Анализ транспортной схемы. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Анализ схемы благоустройства. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Площадь напротив главного входа. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Главный вход со стороны метро Дмитровская и будущей эстакады Новодмитровской улицы, надо признать, стал следствием стечения градостроительных обстоятельств, пластически же и пространственно он – невидимка, срезанный угол участка неправильной формы, никакого курдонера здесь не получается и небольшая треугольная площадь на углу – все, что можно сделать. К тому же вход (да и весь комплекс) загорожен от будущей эстакады диагональю здания Медиамакркта – и для того, чтобы в будущем было не сложно найти туда дорогу, требовались акценты или хотя бы указатели. Архитекторы предложили заказчикам на выбор целый набор стел-указателей разной формы и высоты: от стилизованной стрелки из перфорированного металла до куба со светящимися ледами под блестящей поверхностью, на ножке, как большой рекламный щит. Также запланировано, что от стелы-стрелки, установленной на углу у эстакады, ко входу в комплекс выстроится ряд похожих стел поменьше, протягивающих нить от городской магистрали к деловому центру, чтобы никто не заблудился.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Схема расположения стелы-указателя. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Высота стел с учетом высоты эстакады. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Дорогу, идущую от будущей эстакады, планируется продолжить южнее комплекса и сделать сквозной, ведущей к Складочной улице, – проезд будет проходить вдоль западной и южной границ комплекса. Архитекторы решили не делать с этой стороны забора, открыв, таким образом, территорию комплекса городу; кроме того, корпуса оказываются рядом с проездом и забор явно затеснил бы пространство, сделав комплекс недружественным к меняющемуся окружению.
На двух других границах забор, напротив, необходим – считают авторы проекта, – но не везде одинаковый: они предлагают несколько градаций забора, плавно переходящих одна в другую. На северной границе, рядом с обустроенным участком Медиамаркта, ограждение невысокое, скорее символическое; один из возможных вариантов – подпорная стена высотой 60 сантиметров. Восточная же граница, особенно посередине, где соседний участок выглядит особенно промышленно, требует бетонного забора: с фактурой, имитирующей опалубку, и неравномерной высоты – там, где соседи становятся приличнее, бетон ступенчато снижается, постепенно уступая место полупрозрачному ограждению из вертикальных металлических планок, которые, опять же, местами сгущаются, местами – становятся более разреженными.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Расположение ограждений. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Развертка забора вдоль улицы и вид со стороны Складочной улицы. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Типология ограждений. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Вариативность и декор ограждений. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Обойдя таким образом вокруг участка, вернемся к его наполнению – оно разнообразно. Учитывая тот факт, что на территорию будут смотреть не только снизу, но и сверху, из многочисленных окон, архитекторы уделили особенное внимание геометрическому узору, который образуют дорожки, скамейки и клумбы. Рисунок активно дополнен штрихами яркого цветного асфальта: они продолжают полосы цветного металла на фасадах офисных корпусов, которые, таким образом, то ли вырастают из земли, то ли врастают в ландшафт декоративными «корнями».
Цветной пунктир орнаментальной мостовой задает основную тему, которая получает разные интерпретации в тематических зонах. На полутора с небольшим гектарах архитекторы запланировали шесть таких зон. С одной из них мы отчасти уже знакомы – это площадь, примыкающая к треугольнику главного входа со стороны Дмитровской, место встреч и общения, где лишний автомобильный проезд уступил место техническому, совмещенному с пешеходной дорожкой. «Стекающим с фасадов» линиям цветного асфальта вторит пунктир прямоугольных скамеек, закрытый от мини-парковки высокой травой, кустами и деревьями в высоких кадках. Здесь можно прийти в себя после дороги от метро, сюда можно выйти из офиса, отдохнуть и побеседовать. Вторая зона – деловая и насыщенная, здесь самый насыщенный пешеходный трафик, – между двумя корпусами, в ней почти не предполагается зелени, лишь немного травы в прямоугольных тумбах.
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Детализация концептуального решения. Офисная часть. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Дальше – к востоку, на относительной периферии, разместились три зоны отдыха. Первая – северная, «парковая», сосредоточена вокруг встроенных в ландшафт криволинейных скамеек: «по примеру скамьи Гауди в парке Гуэль» – поясняют архитекторы; но только в данном случае скамьи не майоликовые, а деревянные. Волнистые линии скамеек дополняют штрихи цветного асфальта, намекающие на связь парковой зоны с деловой. Южнее – террасный сквер, именно здесь понадобился бетонный забор для того, чтобы отгородиться от неудачного пром-соседства; террасы, использующие и подчеркивающие перепад рельефа, также помогают отвлечь внимание от окружения. Им вторят пластины ширм-пергол, увитых растениями, рассекающих пространство и скрывающих зазаборье. Это «площадка для уединенного отдыха».
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Террасный сквер. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Следующий элемент пространства – променад, вытянутый между корпусами и восьмиярусной парковкой, – улица, накрытая длинным навесом с деревянной изнанкой, зигзагообразной змеей подсветки и посередине расширяющаяся в небольшую площадь. Навес скрывает от глаз простоватые фасады парковки; он принимает приходящих и приезжающих со стороны Станколита и Савеловской, а также служит пешеходным бульваром, связывающим части комплекса между собой; под ним можно будет пройти от жилых домов к офисам.
Променад вдоль парковки. Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити» © Т+Т Architects
Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити». Навес над променадом. Первая очередь. Проект, 2014 © Т+Т Architects
Навес над променадом. Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити» © Т+Т Architects
Южнее парковки, рядом с жилыми башнями, – сквер с детскими площадками. Здесь широкая дорожка образует волнистую линию, на мостовой появляется клинкерный кирпич естественного терракотового оттенка. Можно спорить, хватит ли жилым башням такой площадки для отдыха, или даже нужны ли здесь жилые дома (в статусе апартаментов) сорокасеми-этажной высоты, но надо признать, что площадки ставят точку в развитии, завершают собой веер разнообразных скверов, которые архитекторам удалось здесь разместить.
Площадки напротив апартаментов. Концепция благоустройства многофункционального офисно-делового центра «Савеловский Сити» © Т+Т Architects
Еще одна особенность предложенного архитекторами ландшафта – множество светильников. Штрихи, встроенные в плоскость мостовой, популярный сейчас прием, – вторят полосам цветного асфальта; несколько видов фонарей-столбиков разной высоты определяют масштаб: от автомобильного к пешеходному и к невысокому – детскому. Гибкие ленты ледов подсвечивают снизу линии скамеек, то волнистые, то угловатые; они же образуют зигзаг на внутренней стороне навеса над променадом. Круглые светильники планируется встроить в траву газонов.
Предложений масса; детализация пространства достигает какого-то почти интерьерного качества, в ней меньше ландшафтного простора, и больше рукотворности внутреннего двора или маленького городского сквера (что совершенно противоположно традиционному московскому размаху, ширине неоформленных асфальтовых пространств, к которой мы привыкли в городе и которая особенно остро чувствуется в промзонах). Это пространство, напротив, скорее городское, тщательно оформленное, как островок среди еще не осмысленных полузаводских территорий. Одно можно утверждать совершенно точно: пространственные и декоративные идеи в этом проекте спрессованы настолько плотно, что будущим обитателям и офисным работникам скучно не будет.
|