О выставке новой ландшафтной архитектуры Нидерландов в Музее архитектуры им. А.В. Щусева
Hosper. Парк «ван Луна» на территории польдера в городе Херхюговард
Кураторы, Елена Оранская и Ева Радионова, отобрали для своей экспозиции «Диалог с водой» самые свежие проекты, поэтому значительная их часть еще не воплощена в жизнь. Это, конечно, немного портит эффект: вместо однозначно доказывающих успех фотографий приходится порой довольствоваться планами и рендерами. С другой стороны, только такой отбор и отвечает замыслу кураторов – представить новейшую парадигму работы с водой голландских ландшафтных архитекторов: стихию уже не покоряют, а пытаются играть по ее правилам.
Вид экспозиции во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Вид экспозиции во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Попытки осушать земли и защищать селения и поля от наводнений предпринимались в Нидерландах уже тысячу лет назад, и с тех пор эта деятельность шла в одном направлении – подавления природы. Размаху достижений на этом поприще нельзя не поразиться: польдеры, отвоеванные у моря земли, занимают 1/5 площади страны. Однако, несмотря на постоянно совершенствовавшиеся технологии (хотя иные польдеры существуют с XV века и до сих пор носят имена финансировавших их создание благотворителей), раз в несколько десятилетий в Голландии происходят разрушительные наводнения. И сейчас, когда по всему миру стихийные бедствия из-за изменения климата становятся все более частыми и катастрофическими, нидерландские архитекторы и инженеры предложили альтернативный путь решения проблемы. Осушать мелководье и спрямлять русла рек больше не планируют – напротив, учитывается влияние природные явлений даже в небольших по масштабу планах: например, новая набережная и Городской парк в Неймегене бюро H+N+S Landschapsarchitecten и Next Architects будут частично уходить под воду во время сезонных паводков.
H+N+S. Новая набережная и Городской парк в Неймегене. Внизу - их границы при разном уровне воды в реке
Новые проекты не разрушают экосистему, как раньше, а направлены на восстановление естественной среды и бережное управление водной стихией. Напоминающий объект лэнд-арта парк «ван Луна» (бюро Hosper) на территории польдера в городе Херхюговард включает в себя пруд для фильтрации фосфатов (Нидерланды – лидер по использованию таких удобрений среди стран ЕС, и потому их содержание в водоемах часто превышает евро-нормативы). Историческая усадьба Ланкхейт на востоке Голландии включила в новую зону своего парка водоочистную систему, которая также позволила увлажнить ныне пересыхающие болота (бюро Strootman). При этом ландшафт, дополненный современной скульптурой, вовсе не напоминает промзону: архитекторы ориентировались на ренессансные сады Италии. Помимо прочего, государство платит владельцам усадьбы за их помощь в «водном менеджменте».
Strootman. Новый парк усадьбы Ланкхейт. Фильтрационное поле
OKRA и Пит Аудольф. Набережная Вестеркаде в Роттердаме
Немалая часть выставки посвящена работе с водой в городской среде, где реки и каналы обладают очень высоким рекреационным потенциалом – не всегда используемым. Набережные Парккаде и Вестеркаде в Роттердаме (бюро OKRA) превращаются сейчас в общественные пространства с зелеными зонами, связывающие город с водой, хотя еще недавно они были территорией порта. Архитекторы Boom создали парк с прудом и пляжем на севере Роттердама; также они разрабатывают проект линейных парков вдоль дорог и 8-километрового канала, связывающих Амстердам с морским побережьем.
BOOM. Проект Living Daylights: парк на севере Роттердама
BOOM. Проект Strings Attached: линейные парки между Амстердамом и морем
H+N+S. Проект Maasvlakte 2 - расширение порта Роттердама и создание там рекреационной/защитной зоны
Самый впечатляющий проект – это Maasvlakte 2 (бюро H+N+S). Роттердамский порт, ныне все дальше «уплывающий» в море из-за изменившихся технологий перевозок, планируется расширить, окружив его при этом по периметру рекреационной зоной – дюнами и пляжами, которые также защитят порт от наводнений. С одной стороны, эта территория будет приближена к природной: ее окончательный облик определят волны, ветер, дикие растения, и это обеспечит порту «экологичность». С другой – там будут проложены автотрасса и велосипедные дорожки, а пляж снабдят инфраструктурой, рассчитанной на 10 000 отдыхающих.
H+N+S. Проект Maasvlakte 2 - расширение порта Роттердама и создание там рекреационной/защитной зоны
H+N+S. Проект Maasvlakte 2 - расширение порта Роттердама и создание там рекреационной/защитной зоны
Также в экспозицию включены проекты за пределами страны, в том числе – общественное пространство вокруг знаменитого парусника «Катти Сарк» в Гринвиче (бюро OKRA) и нереализованный проект парка на берегу Камы в Перми (бюро Hosper). Отдельный зал отдан плану обновления Лефортовского парка, созданного в 1720-х гг. лейб-медиком Петра I голландцем Николасом Бидлоо. На основе проведенных нидерландскими специалистами исследований был издан «Культурно-исторический атлас Лефортовского парка»: об этом Архи.ру уже подробно писал.
Hosper. Проект парка на берегу Камы в Перми
Представленные проекты интересны, помимо прочего, тем, что голландские архитекторы работают в антропогенной по своей сути среде: 90% ныне существующих в Нидерландах лесов было посажено «на пустом месте» за последний век – полтора, 70% территории страны заняты агломерациями и сельхозугодиями, и т.д. Конечно, такая ситуация во многом характерна для всей Западной Европы, но в Нидерландах масштаб вмешательства человека в окружающее его пространство особенно велик. Кажется, что голландцы давно с уверенностью взяли на себя функции Творца и формируют ландшафт сообразно своим представлениям о пользе и красоте. Но в этой рукотворной среде остается одна никак не приручаемая стихия – вода, ради покорения которой вроде бы все и затевалось. И в начале XXI века она не менее опасна и непредсказуема, чем тысячу лет назад, несмотря на все достижения прогресса. Поэтому изменившийся сценарий взаимодействия человека и воды – причем кураторы выставки говорят даже об игре, (заигрывании?) со стихией – представляется очень поучительным свидетельством: человек может считать себя всесильным, но рано или поздно природа все равно расставит все по своим местам, и в эко-драме наших дней ей рано отводить роль безвольной жертвы.Вид экспозиции во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Фото предоставлено Музеем архитектуры
Вид экспозиции во флигеле «Руина» Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Фото предоставлено Музеем архитектуры
|